Геннадий Янаев: пытавшийся спасти СССР

24 сентября стало известно, что в московской больнице на 74-м году жизни умер бывший вице-президент Советского Союза Геннадий Янаев. Именно он был одним из наиболее заметных участников драматических событий, которые перевернули новую страницу в истории России и сделали ее совсем другой страной.

24 сентября стало известно, что в московской больнице на 74-м году жизни умер бывший вице-президент Советского Союза Геннадий Янаев. Именно он был одним из наиболее заметных участников драматических событий, которые перевернули новую страницу в истории России и сделали ее совсем другой страной. Но поколению молодых людей, родившихся в России в последние 19 лет, после августа 1991-го, это имя уже почти не знакомо. Именно тогда мир узнал фамилию Янаев, а страна увидела крупным планом руки человека, который собирается ею управлять. Рассыпающийся, агонизирующий Союз ждал союзного договора, переводящего крупное государство в новое качество. Это качество устраивало не всех.

19 августа 1991 года в столицу и другие города страны вошли войска. Неожиданно появившийся Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) объявил о низложении Горбачева, приостановке работы партий и выделении гражданам дачных участков.

Руководители КГБ, МВД и Минобороны после долгих уговоров убедили взять на себя руководство страной малоизвестного населению бывшего комсомольского и профсоюзного функционера Геннадия Янаева, работавшего вице-президентом чуть больше полугода.

Леонид Кравченко, в 1991 году возглавлявший Гостелерадио СССР, вспоминает: "Волею судеб он стал, как вице-президент, главой ГКЧП, и должность эта была для него крайне противная. Я в этом убедился, когда приехал рассинхронизировать канал, так как первый и второй работали в едином режиме".

Вообще-то, вице-президентом должен был стать Шеварднадзе, но в декабре 1990-го тот отказался, объявив о надвигающейся диктатуре, и тогда на съезде народных депутатов возникла кандидатура Янаева. Этот выбор Горбачева объяснили влиянием на него консервативно-силового крыла в руководстве страны.

"Мы с ним были в ГКЧП. Этот человек – крупный государственный деятель, который понимал, какие события, какой мрак надвигается на Россию. И наша задача была спасти великое государство – Советский Союз", – говорит Василий Стародубцев, в августе 1991 года – член ГКЧП, депутат Госдумы от фракции КПРФ.

Но страна их не поняла и не приняла. Людские толпы в те дни выходили на улицы и скандировали: "Долой Янаева! Долой ГКЧП!".

Днём 19 августа президент России Ельцин заявил о непризнании ГКЧП и организовал в здании Верховного Совета РСФСР центр сопротивления действиям Комитета. Результат всем известен.

"Он говорил мне перед этим заседанием: главная тревога, чтобы не пролилась кровь, чтобы не было драматических событий, – вспоминает Леонид Кравченко. – Поэтому и дрожащие руки. Человек переживал".

Этих переживаний многие свои ему так и не простили. Три года Янаев провел в Матросской тишине, в 1994 вышел по амнистии, но в политику уже не вернулся, хотя ему бы это позволили.

Ельцин был не злопамятен. До последнего времени бывший вице-президент преподавал в Российской академии туризма. Жил, по словам знакомых, скромно и писал мемуары – о короткой, не самой удачной работе в Кремле и о стране, которую он, конечно, любил. И, конечно, хотел как лучше. Просто не смог понять, как.