Испытание морем

В этом году изменилась география морских учений космонавтов. Из Севастополя центр подготовки переехал под Новороссийск. Волнение моря было, пожалуй, меньше волнения отдыхающих. Впервые берега Абрау Дюрсо познакомились с отрядом космонавтов. Остальное по–прежнему.

В этом году изменилась география морских учений космонавтов. Из Севастополя Центр подготовки переехал под Новороссийск. Волнение моря было, пожалуй, меньше волнения отдыхающих. Впервые на берегах Абрау Дюрсо познакомились с отрядом космонавтов. Остальное по–прежнему: инструкторы, оборудование и космонавты-испытатели в сражении с непокорной стихией Чёрного моря.

Прежде всего испытатели Центра подготовки погрузились в тему: новое место тренировок, необходимо освоиться, распределить обязанности и, как говориться, почувствовать волну и ветер. Подробнее об этом рассказывает Сергей Крикалёв – начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина: "Наверное, подготовительные мероприятия определяются тем, что мы собираемся делать. Мы собираемся отрабатывать действия космонавтов после посадки на воду – когда космонавты одевают либо гидрокомбинезоны, либо прямо в скафандрах покидают спускаемый аппарат".

Море в очередной раз проверит космонавтов на прочность. По мнению Героя России Виктора Алексеевича Реня, прекрасная и непокорная стихия не терпит ошибок. "Я считаю, что одно из самых тяжелых испытаний – это испытание морем, – говорит заместитель начальника управления по подготовке космонавтов ЦПК имени Гагарина Виктор Рень. – Когда космонавт, пролетав в космосе 5-6 месяцев, возвращаясь на Землю, расслабляется костно-мышечная масса. И они должны выполнять очень серьезные действия, физические. Это очень сложно".

Виктор Алексеевич – "выживальщик" со стажем. Внештатные ситуации – его профессия, да и вся его жизнь. В Центре подготовки космонавтов он – с 1975 года. С начала 1980-х на себе испытывает все, что космонавтам, возможно, не придется испытать никогда. "На море у меня было два очень серьезных эксперимента, – вспоминает он. – Один эксперимент называется "Иммерсия" – это сутки ты лежишь без движения при 36,6 градусах температура воды, иммерсия эмитирует примерно 7-8-суточный полет. Потом переодевались в снаряжения – или в "форели", или надевали скафандр, заходили в спускаемый аппарат и потом еще трое суток при волнении моря до 5 баллов проводили испытания".

Его опыт – основа успешных тренировок. "Во время выполнения всех этих операций, зная, что опытный взгляд наблюдает, хочется сделать, может быть, лучше даже, чем ты можешь", – говорит космонавт-испытатель Евгений Тарелкин.

Покорить море можно только во всеоружии. И если космонавт Роман Романенко днем ранее уже пробовал сделать это с рыбацким гарпуном, то во время тренировок ему и его отряду придется взять с собой оборудование посерьезнее.

"Есть теплая одежда, есть запас воды, еды, есть радиосвязь, есть светосигнальные средства, сухое горючее, – рассказывает начальник отдела по подготовке космонавтов к действиям в экстремальных условиях ЦПК имени Гагарина Александр Герман. – И для того, чтобы выживать на воде, есть гидрокомбинезоны, которые называются "форель".

Космонавты должны самостоятельно покинуть плот. После покидания начинается самая важная и ответственная часть учений – выживание. "Приземление возможно от 1,52 градуса северной широты до 52 градусов южной широты, – поясняет Сергей Крикалев. – Если экипаж попадает в Средиземное или Черное море, хотя вероятность этого не очень большая, то их найдут очень быстро. В принципе, у нас расчетное время спасения – до трех суток. Хотя если человек попадает в холодную воду, вероятность выжить в течение трех суток не очень высока".

Роли и функции космонавтов в воде расписаны с особой тщательностью. "Так уж повелось, что основной пакет с ружьем, с сигнальными средствами находится у командира, – сообщает летчик-космонавт, Герой России Роман Романенко. – В данный момент я был командир. Я организовывал все мероприятие по выхождению со спускаемого аппарата. Организовывал включение сигнальных огней".

Есть в деле выживания вещи поважнее технической готовности оборудования. И неважно, происходят учения на воде, в пустыне, в тайге или в болоте. Подтверждение этому – слова Геннадия Падалки – начальника управления по подготовке космонавтов ЦПК имени Гагарина: "Очень четкая и слаженная работа экипажа, взаимодействие, хороший психологический климат на всех уровнях и во всех ситуациях. Если нет паники, если работа экипажа слаженная, чему нас и учат наши инструкторы, все получается великолепно".