Тема:

КНДР: смена власти 12 лет назад

Эксперт: с назначением преемника Ким Чен Иру СМИ поторопились

Младший сын Ким Чен Ира назначен главой госбезопасности
Мировая пресса уже определила в преемники лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру его сына – Ким Чен Ына (он действительно Ын, а не Ун). По мнению старшего научного сотрудника Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, охотники до сенсаций явно поторопились.

Мировая пресса уже определила в преемники лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру его сына – Ким Чен Ына (это не опечатка – он действительно Ын, а не Ун). По мнению старшего научного сотрудника Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, охотники до сенсаций явно поторопились – ничего еще не решено. Подробно свою точку зрения Константин Асмолов обосновал в интервью Вестям.Ru.

По словам эксперта, все разговоры о преемнике в целом превратились в пшик. Пресса, как обычно, сначала сделала сенсацию из ничего, решив, что там, наверняка, будет преемник. А теперь пытается сделать сенсацию из того, что, оказывается, преемника не выбрали. Точно такая же ситуация была, при выборах в Верховное национальное собрание. Тогда тоже откуда-то возник слух, что сын Ким Чен Ира будет туда избран, и это активно муссировалось. А когда были обнародованы списки, и его там не обнаружилось, попытались тоже сделать сенсацию: вот, его не выбрали – и это говорит о сложной внутренней борьбе внутри КНДР.

"Честное слово, желание некоторых товарищей прославиться жареными фактами и закрытостью северокорейского общества, иногда порождает парадоксы, напоминающие сюжет известной постановки "День радио", - добавил Асмолов.

"Официального преемника пока нет, - подчеркивает эксперт. - Ким Чен Ын – он, собственно, Ын, а не Ун - тем не менее, обнаружился в составе ЦК и в составе военного комитета. Ему дали генерала. Но важно даже не это. Дело в том, что есть Государственный комитет обороны, руководителем которого является Ким Чен Ир. Кроме этого, Ким Чен Ир является главой военного комитета ЦК ТПК (Трудовой партии Кореи). Вот в этом самом военном комитете ЦК ТПК один из его двух заместителей - Ким Чен Ын. Поскольку получается некоторая тавтология, ибо комитет обороны и военный комитет для некоторых это почти одно и тоже, я просто хочу отметить эту деталь".

Можно обратить внимание, что в высшее руководство Ким Чен Ын не вошел, продолжает Асмолов. В программе конференции было переизбрание Ким Чен Ира и некоторые изменения в уставе ТПК, а также выборы в органы ЦК. Просто в силу того, что конференция давно не проводилась, и изрядное количество членов ЦК просто умерло, им нужно было найти замену.

"Это все-таки был не съезд, а однодневная конференция, - отметил Асмолов. - И можно обратить внимание, насколько те, кто предлагал не торопиться и не делать скоропалительных выводов, оказались правы".

Отвечая на вопрос, кто же все-таки наиболее реальный приемник Ким Чен Ира, Константин Асмолов напомнил, что среди генералов оказалась и сестра Ким Чен Ира. "Ее муж является очень сильным представителем той части номенклатуры, которая ориентирована на модернизацию, - развивает свою мысль Асмолов. - Скажем так, некоторое количество молодых кадров поднялось. Но при этом нужно обратить внимание, что, к примеру, новой титулатуры не было, портретов не было. Практически везде в прессе висит портрет некоего молодого человека. И толком неизвестно, это ли фото настоящего Ким Чен Ына".

Северокорейское общество – это общество весьма закрытое, подчеркивает эксперт. И именно поэтому ситуация порождает такой неадекватный ажиотаж. Применительно к другой стране какая-то информация была бы спокойно перепроверена, занесена в "утки", и больше бы к ней не возвращались - применительно к КНДР этого сделать нельзя, поскольку перепроверить нельзя.

Что же касается сроков назначения преемника – тут опять-таки все очень непросто. "Ситуация в Северной Корее сложная. Преемник должен быть очень хорошо подготовлен, - говорит Асмолов. - Это должен быть человек с определенной репутацией, которого должна знать партия и армия. И, даже если мы представим себе, что, действительно, выбран сын, то вы же понимаете, что молодому человеку сейчас 27 или 28 лет. Ему еще нужно довольно многому научиться".

Процесс интронизации, введения во власть самого Ким Чен Ира, по словам эксперта, затянулся на 30 лет. Отец очень медленно передавал ему сначала культуру, потом экономику, потом военные вопросы. И на определенном этапе Ким Ир Сен сосредоточился на общетеоретических вопросах и мемуарах, а реальной внутренней политикой уже руководил Ким Чен Ир.

"Понятно, 30 лет у Ким Чен Ира, учитывая состояние его здоровья, может и не быть, - резюмирует эксперт. - Безусловно, как говорил Воланд, человек внезапно смертен. Однако, Северная Корея вообще - страна, которая иногда поражает своим долголетием. Вспомните, когда умер Ким Ир Сен, и Ким Чен Ир был еще любимым руководителем, очень многие воспринимали его как некомпетентного плейбоя и были уверены, что он мгновенно развалит страну - не пройдет и двух лет. Но Северная Корея продолжает существовать, несмотря на довольную тяжелую внутри- и внешнеполитическую ситуацию. Главная мысль, которую я хотел бы озвучить, торопиться с выводами не стоит. Северная Корея требует внимательного изучения, а не спекуляции на жареных фактах".