Арбитражный суд Москвы на этой неделе отметил юбилей. Вот уже 75 лет он разбирает споры хозяйствующих субъектов. За этот год столичный арбитраж рассмотрел почти 200 тысяч дел. Почему суды завалены исками, как им удается справляться с такими объемами? Об этом Ивану Кудрявцеву рассказал председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко.
Кудрявцев: Олег Михайлович, здравствуйте.
Свириденко: Здравствуйте.
Кудрявцев: Ну, прежде всего, действительно, как удается справляться с такими объемами? Как вы оптимизируете свою работу?
Свириденко: Знаете, с таким коллективом, с такими профессиональными судьями справиться можно еще с большим объемом. Но это, конечно, шучу. В действительности мы особое значение придаем тем изменениям, которые сейчас готовятся в Думе, и тем инициативам, которые внесены Высшим арбитражным судом, с учетом снижения нагрузки, которая действительно беспредельно высока.
Кудрявцев: Ну, сейчас большинство арбитражных споров разрешается именно в столице. Может быть, за счет вынесения за пределы Москвы этой деятельности как-то можно разгрузиться?
Свириденко: Вы хорошо знаете тему. И действительно на сегодняшний день есть проект по созданию патентного суда, и это будет не московская территория.
Кудрявцев: А какая?
Свириденко: Говорят, что это будет Сколково. Но я могу только предполагать. В действительности, если бы некоторые органы государственные как-то перемещались бы в другие регионы, то, конечно же, было бы меньше споров и меньше дел в нашем суде.
Кудрявцев: Сколько времени в среднем уходит у вас на одно разбирательство? Я понимаю, что это такая средняя температура по больнице, но все-таки сколько в среднем дней, недель, месяцев занимает разрешение спора?
Свириденко: Вы не поверите, в день судья рассматривает в судебном заседании от 30 до 50 дел.
Кудрявцев: Это принятых решений в день?
Свириденко: Это судебных заседаний в день. С учетом того, что в этих судах могут быть приняты 10, 15 решений, 30, 5 – это неважно. Дело в том, что на следующий день ему также нужно будет рассмотреть от 30 до 50 заседаний.
Кудрявцев: Сколько сейчас судей работает в Московском арбитраже? И не планируется ли увеличение аппарата?
Свириденко: На сегодняшний день действующих - 157 судей, штатная численность – 179 судей. Насчет увеличения штатов, я думаю, что это в большей степени не ко мне вопрос, а вопрос к председателю Высшего арбитражного суда. Но если говорить о снижении нагрузки, то это только не увеличением штата, я думаю, что это ревизией арбитражно-процессуального кодекса и освобождением суда от бесспорных дел. Я думаю, что это должно быть как бы неким приоритетом.
Кудрявцев: Если судья арбитража должен в течение дня держать в голове сразу 30 дел, сложных споров хозяйствующих субъектов, то у него должна быть серьезная армия помощников. Кто помогает судье? Сколько человек с ним стоит, за его спиной?
Свириденко: Честно?
Кудрявцев: Да.
Свириденко: Два с половиной человека.
Кудрявцев: Два с половиной?
Свириденко: Помощник, секретарь и специалист отделения на два судьи. Это, конечно, не очень хорошо в нынешней ситуации. Но судьи в большей степени сами работают и за аппарат, и за помощника. Это нехорошая ситуация, это не то, что я говорю, что этим можно гордиться. Конечно, нет. Это моя боль. И вот когда судья-профессионал с 10-15-20-летним стажем покидает суд, и я не могу его уговорить работать, он мне просто говорит: "В такой ситуации я не могу хорошо работать, а плохо я не умею".
Кудрявцев: Какую роль в работе суда играют арбитражные заседатели? И как сегодня, быть может, требуется усовершенствовать работу этого института?
Свириденко: Этому институту Высший арбитражный суд и лично Иванов Антон Александрович придают особое значение в режиме того, что на сегодняшний день, к сожалению, арбитражные заседатели используются многими сторонами как институт по затягиванию процессов. И есть инициатива Высшего арбитражного суда относительно того, чтобы дать право и выбор судье определять, где нужен, в каком деле нужен заседатель как эксперт, как это и планировалось ранее. К примеру, по расчетным делам, по тем делам, которые уже прошли первую, вторую, третью инстанции, в следующем споре заседатель не нужен, это только затяжка во времени. Поэтому этому институту мы придаем особое значение, но в режиме его усовершенствования мы поддерживаем все инициативы Высшего арбитражного суда.
Интервью с Олегом Свириденко слушайте в аудиофайле
Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"


















































































