Саврасов "Грачи прилетели". Знаменитая картина – только не маслом, а карандашом. Рядом эскизы Сурикова, блокнот Репина. Графический рисунок требует очень бережного обращения. И карандашные шедевры могут покидать запасники не больше, чем на полгода. Третьяковка в очередной раз радует ценителей.

Саврасов "Грачи прилетели". Знаменитая картина – только не маслом, а карандашом. Рядом – Суриков: эскиз к "Боярыне Морозовой" – персонажи только намечены, но уже ясна композиция. А вот блокнот Репина: первые наброски к "Бурлакам на Волге" – словно наглядное пособие, как создать шедевр.

"Наш отдел графики делает периодически такие выставки-показы своей коллекции. Коллекция огромная: начиная с XVIII века и кончая началом XX, – с гордостью говорит заместитель генерального директора по научной работе Третьяковской галереи Лидия Иовлева. – Это более 40 тысяч рисунков".

В экспозиции – более 250 рисунков. Знаменитые живописцы – в новом свете и почти без цвета. Шишкин – "Облака" – углем и мелом. Его же "Цветы в лесу" – в карандаше. Парадоксально, но секрет четкости изображения кроется в растушевке. Мастер натуралистичного пейзажа владел техникой в совершенстве. Особый способ рисования карандашом был и у Серова.

"Он брал альбом очень тонкой бумаги и начинал рисовать натурщицу с последнего листа в этом альбоме. Затем накладывался следующий лист, предыдущее изображение просвечивало и, используя опыт предыдущего листа, Серов убирал лишнее и находил идеальную, лаконичную линию", – рассказывает заведующая отделом графики XVIII-начала XX века Ирина Шуманова.

Не только черный, но и цветной карандаш в своей графике использовал Репин. Тени прорисовывал углем. А вот одна из самых уникальных работ на этой выставке – та у которой авторов много:

"Это эскиз картины, которая была коллективной, исполнена учениками Репина, – говорит Ирина Шуманова.- И на ней изображены и сами эти ученики, и за спиной Репина мы можем видеть Малявина, Кустодиева и в глубине – Сомова".

Графический рисунок требует очень бережного обращения: температура – не больше 20 градусов, и только приглушенное искусственное освещение. Иначе бумага может выгореть, а изображение – исчезнуть. Но даже при соблюдении всех условий карандашные шедевры могут покидать запасники не больше, чем на полгода.