Генпрокуратура и Федеральная налоговая служба должны за три месяца проверить достоверность деклараций о доходах, которые подают российские чиновники. Руководству МВД поручено изучить декларации собственных сотрудников и расстаться с теми, кто представил ложные сведения. А правительство должно до 1 февраля подготовить законопроект по борьбе с фирмами-однодневками. Это лишь некоторые поручения, которые президент дал на совете по противодействию коррупции. Дмитрий Медведев признал: пока успехов в этом противодействии немного, но план работы есть.
Конечно, некоторые подвижки в деле борьбы с коррупцией, по мнению президента, есть: заработало полноценное антикоррупционное законодательство, а новые документы проходят специальную экспертизу. Но успехов все равно мало, а число проблем огромно. Коррупция проникла практически во все сферы жизни страны и нередко приводит к по-настоящему чудовищным последствиям.
"Состояние дел в области коррупции и вообще общая криминогенная обстановка в муниципалитетах очень непростая, и тому свидетельство – несколько резонансных дел, которые в настоящий момент расследуются, – отметил президент России. – Очевидно, что там помимо такой обычной уголовщины, есть и коррупционная составляющая, на которую я хотел бы обратить еще раз внимание всех руководителей правоохранительных структур. Я все поручения давал. Отдельные руководители правоохранительных органов, которые потворствовали преступникам и в Краснодарском крае и в других местах освобождены. Это самое меньшее, что можно сделать. Тем более, что я уверен, часть из них переместилась в другие места, может быть, даже с понижением, но переместилась. Те, кто способствовал совершению преступлений – и в Кущевской, и в других местах – они должны ответить за это в соответствии с уголовным законом".
Безусловно, одним из достижений последнего времени стало поголовное декларирование чиновниками своих доходов. Но все, конечно, прекрасно понимают: и здесь легко найти разнообразные лазейки. Они, по словам президента, все без исключения должны быть ликвидированы. А правовые институты, принятые в других странах, наконец, заработать.
"Вот приведите мне пример, когда в каком-то ведомстве кто-то заявил о конфликте интересов и цивилизованным образом, ответил бы на вопросы, которые существуют. Что – таких конфликтов нет? Да полно их, это очевидно, – говорит Дмитрий Медведев. – Кого за это наказали и где информация об этом всем? А кого вообще наказали за недостоверную декларацию? Ну, вот я, если я правильно помню, одного человека наказал из Министерства обороны, но это, извините, скорее, такая показательная вещь, и случай такой был, достаточно очевидный. Но, я уверен, что случаи расхождения в декларации выявлены. Кто о них знает? А кто за это понес ответственность? Ну-ка, давайте проверьте все это! Я поручаю это сделать Госналогслужбе и Генпрокуратуре. При выявлении расхождений готовьте предложения об ответственности этих лиц. Я пока говорю о федеральном уровне, но, естественно, это нужно сделать и на региональном уровне. Вот, Сергей Семенович, в Москве много чиновников, обратите внимание на то – кто как декларировался. А то, как не послушаешь, у всех там дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех совсем другие".
Как пояснили в администрации президента, минимальными наказаниями для тех, кто подает заведомо ложную декларацию, станут выговор или увольнение. А дальше – дело правоохранительных органов. Впрочем, им самим еще работать и работать. К главе МВД у президента был только один вопрос – после его доклада о борьбе с коррупцией.
"А у нас сотрудники МВД декларации подают? – поинтересовался Дмитрий Медведев. – Проанализируйте их тоже".
"Мы первые, которые опубликовали эту информацию", – сообщил министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
"Я даже не про публикацию говорю в данном случае, вопрос – в анализе", – уточняет президент.
"Действовали с учетом того, что сейчас идет реформирование. Вот с учетом даже недостоверности декларированной. Есть уже офицеры, которые уволены", – информировал Нургалиев.
"Вот и посмотрите: у вас сейчас будет хороший повод расстаться с теми, кто представляет недостоверные сведения, – отметил президент. – Это сделать легко. Потому как переаттестация, которая будет происходить, – на основании закона о полиции".
Чистить ряды, конечно, нужно и многим другим ведомствам. За один только год к ответственности за взятки привлечены 6 тысяч человек. Подробнее об этом рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин: "Что это за люди? Интересно? К сожалению, почти 34% – это правоохранительные органы МВД, прокуратуры, Следственный комитет – это 31 практически процент. На втором месте стоят Вооруженные силы, почти 15% коррумпированных чиновников Вооруженных сил. Третье место – органы местного самоуправления, это Кущевка, это Гусь-Хрустальный и все иные регионы, где местная администрация сращивается с криминалом. И четвертое место занимает органы Минздравсоцразвития России".
"Преступность в правоохранительных органах – это, конечно, особенно печальная и опасная вещь, – подчеркивает Дмитрий Медведев. – А это, в общем, очевидно самым существенным образом сказывается на наших возможностях борьбы с коррупцией, потому что кто-то должен быть чистым для того, чтобы этим заниматься. Но с другой стороны, в этом есть и определенный плюс, потому что если такое значительное число лиц из правоохранительной системы привлекается к ответственности, все-таки это определенным образом, я надеюсь, влияет на мотивацию тех же самых сотрудников милиции, других правоохранительных структур".
Из общего числа осужденных за коррупцию в прошлом году 1300 – работники правоохранительных органов и более 700 – государственные служащие. "Эта динамика – она о чем свидетельствует? Я просто хочу понять – она увеличивается?" – интересуется президент.
"Она усиливается. Увеличивается, конечно", – подтверждает генеральный прокурор России Юрий Чайка. – Увеличивается где-то процентов на 8-10 в год".
Причем многие осужденные взяточники, судя по всему, действовали в составе организованных преступных группировок. По данным ФСБ, большинство коррупционных преступлений совершается именно ими. Однако ответственность в итоге несут далеко не все участники. В подтверждение этому – слова директора ФСБ РФ, председателя Национального антитеррористического комитета РФ Александра Бортникова: "Заканчивается это тем, что привлекают, в основном, не самых главных лиц, которые привлечены в эту деятельность, а "большие рыбины" – они с учетом их возможностей стараются уйти от ответственности".
Уходить от ответственности нередко получается и у тех, кто с помощью фирм-однодневок уводит миллионы и миллиарды. "Я давал поручение правительству по поводу соответствующего законопроекта об ответственности тех, кто учреждает и использует "однодневки", – напоминает российский президент. – Где закон? Шувалову я говорю. Будет закон? Возьмите на контроль, чтобы до 1 февраля он был внесен. Подчеркиваю: нести ответственность за соответствующие фирмы должны не только те, кто их использует, но и те, кто дал паспорт. И неважно кто это – обычный человек, бомж или еще кто-то. Просто должно быть понимание того, что сама по себе такая деятельность, наказуема".
С учетом прозвучавших сегодня недостатков и проблем в антикоррупционных законах вскоре появятся такие положения, которых раньше никогда не было. Наказывать тех, кто слишком любит деньги, собираются, в первую очередь, деньгами. Как сообщила руководитель главного правового управления президента Лариса Брычева, предлагается ввести новую градацию взяток: простая – до 25 тысяч рублей (за нее накажут штрафом в 25-50 раз больше или же лишат свободы до трех лет, но штраф – чуть меньший – все равно придется заплатить), значительная взятка – до 150 000 (штраф до 60 раз больше, либо тюрьма до шести лет), крупная взятка – до миллиона (70-кратный штраф или заключение до семи лет), взятка в особо крупном размере – свыше миллиона (100-кратный штраф или штраф и лишение свободы до 15 лет). Причем наказывать – и это тоже впервые – будут тех, кто обещает или посредничает при даче и получении взятки.
Бизнесменов, которые часто жалуются на коррупцию в органах власти, президент призвал не только жаловаться, но и действовать. "Как они реагируют на провокацию взятки или на предложения дать взятку? Одно дело, когда они сообщают куда следует, а другое дело – когда они ее просто дают, – считает Дмитрий Медведев. – Потому что по-другому не решить. Но очевидно, что от их позиции многое зависит. Надо быть честными до конца, а не только власть упрекать в том, что она поражена коррупцией. У коррупции – всегда две стороны".
Изменения в законы, озвученные 13 января, будут внесены в Госдуму уже до конца месяца.