Миллиарды московских рублей "закатали" в асфальт

Крупнейшие российские новостные агентства 2 февраля распространили информацию, что в ходе проверок деятельности столичного правительства обнаружилась пропажа 230 миллиардов бюджетных рублей. Об этом сообщили со ссылкой на главу Счетной палаты Сергея Степашина. Официальный доклад по этой проверке обещают представить 4 февраля. Впрочем, Следственному комитету и без того есть, чем заняться.

Действия московского правительства времен Лужкова проверяют по всем направлениям. И первый отчет – транспортный – самый, пожалуй, любопытный, уже готов. 60 страниц – кто и при каких обстоятельствах грубо нарушил закон. Именно этот доклад обнародуют в пятницу. В нем – о деньгах, украсть которые, кажется, просто невозможно.

"Сумма составляет 215 миллиардов рублей", – уточняет аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин.

На ремонт и строительство дорог и развязок в Москве за последние три года было потрачено 574 миллиарда рублей. Суммы, естественно, поражают. Но есть документы и сметы. Как раз их проверили в Счетной палате. Даже при том, что известно: московские дороги – самые дорогие в мире, их строительство – это, в среднем, два миллиарда рублей за километр. Потратить, а главное построить столько попросту невозможно.

Сейчас уже становится известно: ровно треть суммы – как раз 215 миллиардов рублей – куда-то исчезла. Или была потрачена с грубейшими нарушениями. 117 миллиардов рублей – организация закупок на государственные и муниципальные нужды. 59 миллиардов – инвестиции с нарушением установленного порядка (отсутствие пообъектного перечня и адресной программы). 24 миллиарда рублей – неэффективное расходование средств. 10 миллиардов рублей – нецелевое расходование денег.

Потратили, точнее, украли очень изящно. Огромные суммы списывали на московскую авиакомпанию "Атлант-Союз". "Деньги выделялись в виде субсидий, а фактически на дотацию содержания этой компании, – рассказывает Сергей Рябухин. – Около миллиарда – сумма, чтобы приобрести новые воздушные суда. В результате ничего не купили, а деньги были израсходованы на другие цели".

На какие цели – выяснит уже Следственный комитет. Искать придется и деньги, на которые – как значится в документах – построили уже построенный участок дороги от Звенигородского шоссе до Беговой улицы.

"Сумма 2,4 миллиарда была израсходована на участок Третьего транспортного кольца, который был профинансирован ОАО "РЖД", – продолжает Сергей Рябухин. – То есть правительство Москвы пошло на финансирование этого участка, а это относится к компетенции ОАО "РЖД", и за это уже заплачено".

Ровно миллиард московских рублей потратили на содержание дорог, которые к Москве отношения не имеют. Конкурсы при строительстве и ремонте, как это часто бывает, не проводили. Строили по цене, в разы превышающей коммерческую.

"По некоторым участкам строительства дорог или метрополитена мы видим завышение на 17,22%, – отмечает аудитор. – На этом этапе и происходит воровство".

Но воровали, как выясняется, не только по-крупному – даже на кнопках. На канцелярские расходы каждого чиновники в год тратилось порядка 30 тысяч рублей. На городские телефонные номера в мэрии тоже не скупились – тарифы в 6 раз превышали тарифы МГТС. Но самая, пожалуй, любопытная схема – с арендой чиновничьих кабинетов. Во-первых, они большие: в среднем, на одного служащего – не меньше 55 квадратных метров. Во-вторых, дорогие. Департамент имущества Москвы пользовался услугами некого ОАО "Олимп", что любопытно, единственным акционером которого являлся сам Департамент имущества Москвы. Город арендовал помещения у самого себя по ценам, завышенным в 10-12 раз. Все эти материалы в течение недели будут направлены в Следственный комитет.