Скандал в Ставрополе: пациентов местной больницы могли заразить гепатитом и ВИЧ. Врачи многократно использовали одноразовые катетеры, после операции на сосудах дезинфицировали и ставили повторно. А сэкономленный расходный материал медики возвращали поставщикам из Москвы и Ростова, а те продавали их заново. По подсчётам следователей, врачам удалось заработать таким образом 10 миллионов рублей. Мы обсудили эту историю в эфире "Вестей ФМ" с президентом Лиги защиты прав пациентов Александром Саверским.

"Вести ФМ": На какую компенсацию могут рассчитывать пациенты, если действительно заражение произошло, и на какую, если даже не произошло? Ведь в любом случае, как мы понимаем, права пациентов были нарушены.

Саверский: Если не произошло, вреда никакого нет, то ни на какую. Здесь тогда будет формальный состав преступления, возможно, это 238 статья Уголовного кодекса – нарушение требований безопасности для жизни и здоровья потребителя. А если же все-таки вред какой-то причинен, и связь с тем, что мы знаем, будет установлена, то тогда здесь максимальная сумма компенсации вреда при заражении ВИЧ-СПИДом на сегодняшний день - 3,5 миллиона рублей. Это Воронеж, 2008 год. Но ситуация в развитии рассматривается в России, поэтому возможна и большая сумма. Но, тем не менее, тоже немало для нашей медицины. А если здесь речь пойдет о каких-то группах пациентов, то возможно, что мы будем иметь случай, когда больница может быть признана банкротом.

"Вести ФМ": Правильно ли я понимаю, что сначала должны будут выплатить эту компенсацию те самые врачи, которые на сэкономленных катетерах 10 миллионов заработали? Ну, даже если умножить ту сумму, которую вы назвали, на число людей, которые могли пострадать, все равно получается слишком много.

Саверский: Там следствие называет больше 1000 проведенных операций, поэтому действительно последствия могут быть ужасными. Но я не сторонник пугать общественность, следствие должно серьезно разбираться во всем, что произошло. Не врачи будут выплачивать эти компенсации, то есть они могут быть соответчиками в суде, но, конечно же, моральный вред должно компенсировать учреждение здравоохранения, то есть сама больница.

"Вести ФМ": Александр Владимирович, если у больницы, как вы уже сказали, денег не хватит, она будет признана банкротом, значит ли это, что зараженные люди не будут иметь источника финансирования, для того чтобы пожизненно лечиться? А мы понимаем, что ВИЧ и гепатит – это те болезни, которые лечатся всю жизнь.

Саверский: Ну, у нас медицина бесплатная, как известно, какая бы она ни была. Формально государство должно обеспечивать бесплатную помощь. Здесь пойдут довольно сложные процессы, о которых пока в России речь не шла. Дело в том, что согласно новому законодательству, государство у нас не несет за свое учреждение субсидиальную ответственность. То есть по прежнему закону до мая прошлого года эти выплаты осуществлял бы субъект Федерации, но в связи с изменениями теперь это не так, и больница сама будет отвечать только тем имуществом, которое у нее есть. А есть у нее немного. Потому что стены и земля будут принадлежать по-прежнему государству. Поэтому мы впервые здесь можем столкнуться с ситуацией, когда юридическое лицо будет признано банкротом, и на его месте просто будет создана новая больница.

"Вести ФМ": В таких случаях могло бы помочь, например, обязательное страхование пациентов?

Саверский: Вы имеете в виду гражданское страхование ответственности врачей?

"Вести ФМ": Да-да-да. Перед пациентом.

Саверский: Ну, в какой-то степени, конечно, да. Но это бы и запустило механизм вскипания цен, потому что это тут же легло бы на увеличение стоимости услуг. Вот. И привлекло бы новых истцов. Это очень сложный процесс.

Комментарий Александра Саверского слушайте в аудиофайле