Когда человеческий соблазн поставлен на широкую промышленную основу, когда на слабостях зарабатывают деньги, тот, кто зарабатывает, заинтересован, как всякий капиталист, в расширении рынка. Рынок может расширяться только за счет тех, кто потребляет спиртные напитки.

Публикуем фрагмент беседы Елены Щедруновой с политологом Максимом Шевченко в эфире радио "Вести ФМ". /Полностью беседу слушайте в аудиофайле/.

Щедрунова: В Интернете на одном из блогов библиотекаря из Орска появилась информация, что Госнаркоконтроль опубликовал некий список книг, которые, по их мнению, пропагандируют наркоманию, а потому их нужно изъять из библиотеки. Гонаркоконтроль категорически опроверг эту информацию, но судя по тому, что есть комментарии от наркополицейских из Орска, видимо, это инициатива местная. И второй момент – в Госдуме прошли слушания по поводу борьбы с алкоголизмом, где было предложено запретить как прямую, так и косвенную рекламу любых видов алкогольной продукции, и запретить ее продажу – продавать только в специализированных магазинах, и на упаковках печатать подробную информацию о вреде потребления алкоголя. Как вы оцениваете такой способ борьбы с вечным злом?

Шевченко: Алкоголь, несмотря на то, что он запрещается некоторыми религиями, не всегда в истории был источником масштабного социального зла – все зависело от человеческой слабости. Когда человеческий соблазн поставлен на широкую промышленную основу, когда на слабостях зарабатывают деньги, тот, кто зарабатывает, заинтересован, как всякий капиталист, в расширении рынка. Рынок может расширяться только за счет тех, кто потребляет эти напитки. Они заинтересованы в прибылях, поэтому нужно ставить вопрос не о пьянстве, а об ограничении влияния тех финансистов и корпораций, в том числе и государственных, которые зарабатывают на пьянстве огромные деньги. Нужно ставить вопрос в политическом ключе.

Щедрунова: А госмонополия на водку, которая была популярна в России в разные периоды, когда нужно было собрать деньги в казну? Вы считает, что это порочная традиция?

Шевченко: Госмонополия – это не порочная традиция, потому что госмонополия позволяет это контролировать. Традиция – все передавать в руки откупщиков, с этой традицией боролись еще лучшие русские умы в XIX веке. Особенно этот процесс начался в1861 году после отмены крепостного права. Раньше помещик мог запретить строить питейные заведения на принадлежащей ему земле, а те помещики, которые разрешали откупщикам ставить шинки и питейные заведения, критиковались и считались нечистоплотными, им даже руки не подавали на дворянских собраниях. Когда крепостное право отменили, выяснилось, что десятки миллионов людей не готовы к социально свободной жизни, и народ начал спиваться. Тогда эта проблема встала впервые.

Щедрунова: Вернемся к книгам, к запрету рекламы, к специализированным магазинам.

Шевчекно: Я за то, чтобы книги, пропагандирующие наркоманию или пьянство, были изъяты из библиотек, но я против того, чтобы эти книги изымали или запрещали продавать в магазинах.

Щедрунова: "Морфий" Булгакова, например, можно изъять из библиотеки?

Шевченко: Знаете, есть вещи посильнее "Морфия", допустим, "Роман с кокаином" Агеева, который приписывается Набокову. Я считаю, что из магазинов изымать нельзя ни в коем случае, потому что это литература. А так называемые библиотеки – это места, которые посещают школьники, и эти книги не должны там находиться.

Полностью беседу слушайте в аудиофайле