Здравствуйте, господа. Ранним утром в понедельник (говорят, в полседьмого!) белорусская правительственная делегация прибыла в штаб-квартиру "Газпрома", чтобы до начала ограничений в поставке газа всё-таки попробовать договориться. Не получилось.
В 9 утра президент Медведев поручил главе "Газпрома" Миллеру продолжать переговоры уже в условиях ограничения поставок. С 10 утра постепенные ограничения поставок газа в соседнюю республику начались.
Ничего очень уж весёлого в этой истории нет, но подлинный мастер сумеет найти искру комизма где угодно. Я уже слышал комментарий некоего эксперта, который очень укоризненным тоном говорил следующее: мол, долг в 200 миллионов долларов, из-за которого Россия вздумала прижать Минск, для межгосударственных отношений совсем невелик - и Кремль "просто наказывает Лукашенко" за то, что тот не побежал навстречу в вопросах создания Таможенного союза. Согласитесь, забавно: эксперт (причём наш эксперт, отечественный) нашёл бы странным и даже достойным укоризны, если бы наша страна вздумала лишать особых привилегий (а недоплачивать получаемый газ на полста миллионов каждый месяц - это очень особая привилегия!) тех своих контрагентов, которые не расположены учитывать наши интересы.
Широко распространённый штамп - трактовать любое действие России в сфере торговли углеводородами как "бряцание нефтегазовым оружием" - и вообще поднадоел, но тут он уже прямо комичен.
Дело в том, что этот самый Таможенный союз, вокруг которого неутомимый Лукашенко успел наговорить столько громчайших речей, сегодня нужнее Белоруссии, чем России. Для нас этот союз станет действительно полезен только тогда, когда он начнёт перерастать в более тесные формы интеграции, чем просто взаимная торговля (точнее, только если он начнёт в них перерастать). Для Белоруссии же при тяжелейшем положении её хозяйства Таможенный союз был бы ощутимо полезен с первых же месяцев.
Сейчас белорусская экономика всей тяжестью висит на внешних дотациях. По оценке независимых белорусских экономистов, общая сумма прямых и косвенных субсидий от России составляет около 8 миллиардов долларов в год (в том числе три с лишним миллиарда - в форме беспошлинных поставок сырой нефти), еще 3,5 миллиарда долларов пришло в страну в прошлом году по линии МВФ.
Когда почти четверть годового ВВП тебе дарят дяди - неважно, добрые или нет - это само по себе очень неплохо. Беда лишь в том, что рассчитывать на бесконечное продолжение такого праздника не может даже такой чемпион, как Лукашенко. К тому же становится ясно, что и при такой гигантской помощи извне белорусскому "батьке" удаётся далеко не всё. Он не смог удержать национальную валюту от девальвации. Впервые за 10 лет упала долларовая зарплата. Набирает обороты инфляция. И всё это для Александра Григорьевича страшно не ко времени, потому что очень скоро, наверняка, не позже 6 февраля, но, возможно, уже и осенью белорусскому лидеру предстоит переизбираться.
Перевыборы лёгкими не будут. Не то чтобы у "батьки" появились сильные конкуренты. Откуда? Но и Москва, и Запад уже вполне прозрачно намекнули ему, что не на все особенности выборной кампании будут готовы закрыть глаза.
На начало июля намечен визит в Минск профильного еврокомиссара, который, как говорят, прямо перечислит тамошнему начальнику, при каких именно условиях Европа согласится признать итоги президентских выборов. Всё это опытнейшему Лукашенко не слишком пока страшно (не первая зима на волка), но вынуждает его ещё внимательнее обыкновенного отнестись к задабриванию избирателей. Он этим уже весьма серьёзно занялся.
Бюджетникам, которые, конечно же, составляют самую лелеемую часть электората, зарплата уже повышена на 13%, а всем вообще белорусам обещана до конца года прибавка чуть ли не на 200 долларов. Выполнить эти и другие подобного же рода обещания будет страшно трудно. И главное препятствие тут даже не в нынешнем тяжелейшем положении национальной экономики, а в том, что оно в любой момент может и ухудшиться.
В разгар кризиса, когда экспорт белорусской продукции упал буквально в разы, предприятия продолжали работать на склад. Никто не может поручиться, что оттянутый искусственными мерами спад не ударит в самый неподходящий момент.
Знающий свой народ лидер страхуется привычным способом: он поддерживает зримую напряжённость в отношениях с Москвой, чтобы всегда было, на чьи происки и небратские поступки списать любую экономическую проблемку, проблему и даже (на какое-то время) проблемищу. Так что если одна из двух сторон нынешнего окологазового конфликта и форсировала его переход в острую фазу, то, скорее, это был Лукашенко. Это он решил шумно не платить действительно не слишком большой долг, а уж мы всего-навсего, верные союзническому долгу, аккуратно играем свою, чёрным по белому писаную в контрактах партию. Удачи вам!



























































































