Новый Киносоюз хочет независимости от Михалкова и государства. Реплика Антона Долина

Читать Вести в MAX
Представители нового, альтернативного михалковскому, союзу кинематографистов, называющие себя новый Киносоюз, сегодня впервые показались на публике и провели пресс-конференцию. В числе членов нового Киносоюза - Эльдар Рязанов, Алексей Герман-младший, Юрий Норштейн, Александр Сокуров

Представители нового, альтернативного михалковскому, союзу кинематографистов, называющие себя новый Киносоюз, сегодня впервые показались на публике и провели пресс-конференцию. В числе членов нового Киносоюза - Эльдар Рязанов, Алексей Герман-младший, Юрий Норштейн, Александр Сокуров, а председателем выбрали молодого российского кинорежиссера Бориса Хлебникова. Радио "Вести ФМ" поговорило об этом со своим кинообозревателем Антоном Долиным.

"Вести ФМ": Антон, расскажи, в чем здесь все дело, что собираются делать люди из нового Киносоюза, и чем он так не нравится киносоюзу, где председателем является Никита Михалков.

Долин: Добрый вечер! Во-первых, им очень на нравится слово "альтернативный", которое все время применяют в отношении к ним. От слова "новый" они никуда, конечно, не денутся – он пока что новый. Им не нравится, как они сами говорят, монополия на кино. Действительно, Никита Михалков является не только председателем Союза кинематографистов, он и человек, курирующий кинематографическую премию "Золотой орел", и глава московского кинофестиваля. В общем, они просто хотят независимо от Михалкова и, по возможности, независимо от государства (что, я думаю, будет сложно и почти невозможно) заниматься вопросами кино. Есть вещи, которыми люди, вступившие в этот союз, недовольны.
Первая из них – это пресловутая восьмистудийщина - распределение государством довольно большого бюджета на кино между 8 крупнейшими студиями.

"Вести ФМ": Каждый раз государство решает, кому дать, или это по умолчанию?

Долин: Не знаю. Пока что это один раз было сделано, посмотрим, что будет дальше. Но понятно, что все, кому денег этих не досталось, им обидно. Обиднее всего тем, кто к конкретным студиям не относится. Есть режиссер – он просто внимает кино. Скажем, с этими восемью студиями он никогда в жизни не работал, он работал с другими. Другие разводят руками – у нас денег нет, идите к этим восьми. А к этим восьми не хочется – нету отношений, они будут там переписывать сценарий, требовать чего-то, чего режиссер не хочет. Режиссер – человек, достаточно зависимый в нашей стране, особенно сейчас, когда с финансами плохо, особенно режиссер авторского кино, каковых там много. Во всяком случае те 4 человека, которые представляли сегодня всю эту затею, уже официально теперь зарегистрированную Минюстом, - это все люди, снимающие авторское кино.

Авторское кино, даже если оно получает супер-призы на фестивалях, - это всегда кино не для всех, и оно не возвращает деньги. Вопрос денег - очень важный, но основатели нового Киносоюза говорят, что они не пойдут за деньгами просить в Минкульт, а пойдут в Общественную Палату. Общественная организация имеет право на какой-то бюджет, и будут брать членские взносы (вряд ли, конечно, огромные). Но я не думаю, что это будут деньги на бюджеты новых фильмов. Я думаю, что это будут деньги на организацию процесса, чтобы помогать молодым и независимым режиссерам просто общими силами искать возможности для осуществления своих идей. Для осуществления этих фильмов. То есть заниматься творческими вопросами, а, конечно, не противостоянием Михалкову. Я надеюсь, что это смехотворная тема уйдет на задний план, и она уже почти что ушла. По той простой причине, что уже вслух объявлено, что можно состоять в двух союзах. Никто не скажет: здесь или там, нет уж, выбирай, голубчик. Нет, такого не будет. Это очень ценно, с моей точки зрения, потому что это знак окончания конфронтации.