"Специальный репортаж": Королевские гонки

Читать Вести в MAX
На Лазурном берегу – разгар бархатного сезона. Французские Канны постепенно погружаются в осень. А на побережье Средиземного моря подняли свои паруса настоящие "произведения судостроительного искусства". Королевская регата – "морское сражение" старинных и самых красивых яхт мира.

На Лазурном берегу – разгар бархатного сезона. Французские Канны постепенно погружаются в осень. А на побережье Средиземного моря подняли свои паруса настоящие "произведения судостроительного искусства". Королевская регата – "морское сражение" старинных и самых красивых яхт мира.

Утро на Королевской регате. Экипажи готовятся к выходу в море. Выстроенные в ряд яхты будто "оживают". Судна тщательно намывают от соли – и просто для блеска. Проверяют паруса, завязывают все нужные узлы. Некоторые даже по книжке, чтоб уж точно ничего не перепутать.

Почти с рассветом сюда приходит и художник Габотти. Главная тема в его картинах – морская. Вот уже несколько десятилетий он пишет "картинную летопись" парусных регат в Каннах.

"Я пишу как бы "дневник" регаты. Каждый день я здесь. Яхты – это очень красиво. Кисть сама тянется писать. Регата – это событие для истинных романтиков" ,- говорит живописец.

Истинных романтиков и, конечно, профессионалов здесь несколько тысяч. И для них регата – это не просто спортивное соревнование. Это целая философия. "Королевской" регата называется потому, что по легенде основана она была еще принцем Уэльским, будущим королем Эдуардом XVIII. Ну и, вероятно, потому, что стоят эти яхты – по-королевски дорого. Суммы исчисляются миллионами евро. Регата – шоу для богатых. Очень богатых.

"Выбрать самую лучшую яхту из такого разнообразия, поверьте, не легко. Каждая по своему красива, оригинальная, имеет интересную историю. Поэтому есть особые параметры, по которым оцениваются яхты. Ты не можешь сказать – эта лучшая. Ты можешь лишь сказать, эту я люблю больше. Вот моя любимица – Айлин", – показывает президент Officine Panerai Анджело Бонатти.

Утреннюю экскурсию по набережной, усыпанной лодками, ведет идейный вдохновитель и бесспорный "президент" этого яхтенного сообщества – Анджело Бонатти. Последние несколько лет "морское сражение" проходит под флагом знаменитой флорентийской часовой мануфактуры Panerai. Яхта Айлин. – дебютантка регаты.

"Это 22-х метровый кеч. Мачта уходит еще вниз на 2 метра. Несколько лет назад я отыскал эту лодку. Она была в ужасном состоянии. А теперь, посмотрите… произведение искусства", – говорит Бонатти.

22-х метровый кеч Айлин родом из Шотландии. Именно там его создали на одной из самых знаменитых лодочных станций – верфи Five. В этом году яхта впервые участвует в соревнованиях после реставрации. У нее – новая жизнь. И новый хозяин.

Королевская регата в этом году собрала в Каннах полторы сотни яхт. Все это классические деревянные суда, которые больше похожи на музейные экспонаты. И с которых буквально сдувают пылинки. Респектабельные владельцы о них рассказывать могут часами.

"Один человек во время гонки сидит прямо здесь. А всего на яхте экипаж из 14 человек. Но это, если Вы участвуете в регате. Если просто катаетесь в удовольствие, то достаточно и четырех. Иногда я позволяю себе такую роскошь и просто катаюсь. Я очень люблю лодки. Они дают потрясающее чувство свободы. Ты можешь отправиться, куда тебе вздумается. И будешь – наедине со стихией", – рассказывает Бонатти.

Пока мы общались с Бонатти, полил дождь. Яхтсмены спрятались в трюмы, а старт пришлось отложить. Но ненадолго. Погода в это время года на Лазурном берегу меняется быстро. Не прошло и часа, как дождь приутих. Местные жители повылезали из окон (за регатой наблюдают, неторопливо потягивая бутылочку с напитком на веранде). Лодки расправили паруса.

Яхты на регате делятся на несколько категорий. "Винтажные", то есть построенные до 1950 года. Следом "старинные" – но не старше 70-го года создания. И "современные", собранные как копии исторических судов. Но разобраться, кто где, непрофессионалу очень сложно. Особенно, когда яхты "в работе". За гонкой мы следим вместе с настоящим асом – Стефаном. "Моряк в душе" – так он себя называет.

"Море – моя жизнь. Да, я женат, у меня есть супруга. Но море – моя родная сестра. Я родился в море и я умру в море. У меня кровь – вперемежку с морской водой. Вот у вас есть офис? А мой офис – это море. Поэтому яхты я отличить могу с закрытыми глазами. Современные – да, похожи друг на друга. Но старинные – нет. Начиная от парусов и заканчивая сортом дерева, все в них уникальное", – объясняет Стефан.

Между лодками то и дело снуют наблюдатели. Фотографы – в поисках лучшего кадра. Зрители – за чувством причастности. Лодки же в волнах иногда накреняются так, что, кажется, вот-вот перевернутся. Но это иллюзия. Ветер – лучшее условие для гонки.

Англичанин Эндрю Калли – главный рулевой на яхте Айлин. Молодой 33-х летний капитан предан морю полжизни. И в отличие от большинства участников регаты, для которых это скорее хобби, для него это – работа. Главная и единственная.

"Мне повезло, -говорит капитан. – Сразу после учебы я попал на классические яхты. И так шаг за шагом поднялся до капитана. Яхты – это всё для меня. Ведь если ты капитан, ты занят круглый год. Вот сейчас мы в Каннах, а на зиму – уйдем в Сан-Ремо. Потом через Атлантику в Антигуа".

И хотя внешне Айлин больше похожа на музейный экспонат, Атлантику она пересекала 36- раз. Хрупкая на вид конструкция смело выдерживает испытание гонкой. В море ощущения регаты, как просто "выставки" быстро улетучивается.

- Эндрю, можно я попробую порулить. Что я должна делать?

- Да, конечно. Вот смотри: ты поворачиваешь штурвал налево – и яхта постепенно плывет на лево, направо – направо. Главное – следи, чтоб ни во что не врезаться. Тоже самое, как в автомобиле.

- Действительно, ничего сложного. По крайней мере, под чутким присмотром капитана. И, правда, похоже на автомобиль, на руль с гидроусилителем.

Трудно представить, но это деревянное судно было построено еще в начале прошлого века. По судостроительным меркам Айлин – весьма почтенного возраста. Ей – 74. Но в этой самой "винтажности" и есть особый колорит королевских гонок.

Российский десант на Королевской регате. До винтажных гонок нам далеко, российский парусный спорт "оккупировал" класс яхт поменьше – "Драконы". Это современные быстрые парусные лодки. Но и здесь цена участия – состоятельность владельца. Стоимость судов стартует от 80 тысяч долларов.

Экипаж "Дракона" – это три человека. Рулевой чаще всего – и есть владелец. Тот, кто и привез команду на соревнования. Тут сплошь российский банковский сектор. Но на "больших соседей" наши любители дорогого хобби не засматриваются. Говорят, это абсолютно разные классы и уровни соревнования.

"Мы занимаемся более динамичным видом спорта, – говорит главный тренер сборной России по парусному спорту Олег Хаперский. – Быстрее, шустрее.. В ветер надо и физическую подготовку иметь, и в технике управления рулем соображать. Чаще всего – экипаж знает, что такое парусный спорт. А за рулем – те, кто начинает только любить парусный спорт. Вот мы их обучаем. И у нас хорошие результаты".

Хорошие результаты – это первое место, которое заняла российская яхта Анапурна. В классе "Драконов" Россия сегодня – бесспорный лидер. Вот только вряд ли на Королевскую регату приезжают за призами. Скорее себя показать, на других посмотреть и, быть может, оказаться на холсте каннского художника Габотти.