В этом году один из самых масштабных долгостроев российской столицы – "Москва-Сити" – отметит совершеннолетие. Комплекс заложили в 1992 году, но уже два года все работы там заморожены. Другая стройплощадка в центре мегаполиса – на месте бывшей гостиницы "Россия". Подобных примеров – множество.

В этом году один из самых масштабных долгостроев российской столицы – "Москва-Сити" – отметит совершеннолетие. Комплекс из 22-х башен заложили в 1992 году, но уже два года все работы там заморожены. Другая гигантская стройплощадка в центре мегаполиса – на месте бывшей гостиницы "Россия". Хотя там после смены заказчика и нескольких лет простоя, наконец, закипела жизнь, но пока нет даже проекта будущего здания. И подобных примеров – множество.

Спущенные колеса строительной техники говорят больше, чем табличка на входе. Никакого строительства тут нет. Грандиозный долгострой в самом центре Москвы в таком состоянии находится уже два года. Сейчас "Садовое кольцо" должно было выглядеть так: гостиница, офисы, ресторан и фитнесс-центр. Но готово все лишь на 20 процентов, а строители ставят новые сроки – 2012 год. Если они еще чуть промедлят, то бетон придет в негодность, и здание придется снести.

Президент Национальной гильдии градостроителей Максим Перов пояснил: "Этот бетон не предназначен для использования на открытом пространстве, в агрессивной городской среде, поэтому его прочностные характеристики неизбежно кардинально уменьшатся в ближайшее время. Что это значит? В ближайшие год-два прочности не хватит, чтобы удерживать конструкцию. Это же каркас".

В "Москва-Сити" – тот же бетон и те же проблемы. Правда, тут стройка сейчас идет вовсю. Градостроитель Максим Перов иронично замечает, что это тот случай, когда затягивание москвичам – во благо. Он уверен, что если "Москва-Сити" заработает, дороги не двинутся. "Сейчас все заполнено только на 25 процентов, приходится парковаться за полтора километра от офиса. А вы представьте, что будет, когда это все заполнится", – предположил он. В этом году у этой стройки совершеннолетие. Все началось в 1992 году, а сдать весь комплекс из 22 башен обещают к 2013 году.

Гостиница "Россия", вид сзади. Это еще один грандиозный долгострой. Если со стороны Кремля руины скрывают высокие щиты, то отсюда картина более живописная. В таком виде объект в центре города простоял почти два года.

Несколько недель назад расчистка территории снова началась, и видно, что работа кипит. Причина тому – смена заказчика. Генеральный директор оценочной компании Станислав Пугачев рассказал: "Площадка перешла от структур Шалвы Чигиринского к гостиничной компании, которая объединяет гостиничные комплексы столицы. Город планирует перейти к проектировке гостиничного комплекса ориентировочной емкостью на 1000 номеров в 2011-2012 годах". Планы амбициозны: предполагается, что гостиница примет первых постояльцев уже через 7 лет. Правда, это всего лишь концепция, и никакой конкретный проект пока не утвержден. Все находится на стадии обсуждения, которое может и затянуться.

Остоженка, самое начало улицы. Когда-то тут был физкультурный диспансер и жилые квартиры, но в 2003 году случился большой пожар. С тех пор вот уже 7 лет здание так и простаивает. Дом был построен еще в 1816 году. Это трехэтажное строение в стиле ампир. Известно, что в одной из квартир тут жил художник Василий Суриков, когда расписывал храм Христа Спасителя.

Чуть дальше – другой долгострой. Первоначально задуманное турецкой компанией как офисный центр, здание простаивает с прошлого века. Главный архитектор архитектурного бюро Андрей Гнездилов пояснил: "Строительство, которое было начато в 1996 году, было очень интересное и амбициозное. Но потом турки передумали и уехали. Вот так и стоит здание с 1997 года".

Почти напротив – "Дом фотографии". Его обещают открыть 12 октября. По сравнению с соседями, назвать его настоящим долгостроем сложно: тут выбились из графика всего на полтора года. Причина в том, что здание перестраивали дважды. В первом варианте здание было почти выстроено в 2008 году. Увидев во время традиционного объезда практически готовый фасад, столичный мэр был в возмущении: отругал архитекторов, а дом назвал "тёмным саркофагом". Пришлось перестроить. Теперь настала очередь прохожих размышлять над подходящей метафорой для нового объекта.