Том Стоппард откроет "Неравнодушный рок"

Читать Вести в MAX
В Москву приезжает Том Стоппард. РАМТ решил порадовать зрителей новой постановкой автора. Но Стоппард появится и во время благотворительного концерта "Неравнодушный рок", организованного РАМТом и фондом "Вера". О концерте, новом спектакле и фонде "Вера" рассказала президент фонда Нюта Федермессер.

В Москву приезжает Том Стоппард. Автор пьесы "Берег утопии", которую несколько лет назад поставил театр РАМТ. Приезжает не просто так. РАМТ решил порадовать зрителей новой постановкой знаменитого автора. Но Стоппард появится в театре и на следующий день: во время благотворительного концерта "Неравнодушный рок", организованного РАМТом и фондом "Вера" в рамках проекта "Tom Stoppard: Rock'n'roll". О концерте, новом спектакле и фонде "Вера" рассказала президент фонда Нюта Федермессер.

- Нюта, как возникла идея провести благотворительный рок-концерт в театре?

- Концерт "Неравнодушный рок" по установкам, по посылам, которые привели к нему, очень правильный. Предыстория такова: несколько лет назад в РАМТе поставили пьесу Тома Стоппарда "Берег утопии". И во время его подготовки в театре решили, что, помимо постановки, надо провести еще и культурную акцию, в связи с чем перевыпустили перевод пьесы.


Через несколько лет РАМТ задумал поставить Rock'n'Roll. И, когда стали этот проект разбирать, поняли, что хотят не просто поставить новую пьесу знаменитого Стоппарда, а сделать вокруг него большую культурную программу. Перевели на русский и впервые издали пьесу Rock'n'Roll, спровоцированную в том числе пражскими событиями 68-го года. А так как закадровыми героями являются члены чешской андеграундной группы The Plastic People of the Universe, в Москву пригласили участников этой группы, организовали дискуссию об андеграундной культуре, ее природе и сути. А так как андеграунд появляется лишь в неспокойное время, оказалось, что в современной российской жизни это очень актуальная тема.
Когда цепочка пьеса-книга-дискуссия оформилась, было ощущение, что в ней какого-то звена не хватает. И, довольно органично, возникла идея благотворительного концерта, тем более, что группу The Plastic People of the Universe пригласили на московскую премьеру спектакля. С одной стороны, концерт в пользу хосписов, выглядит странно и неожиданно, с другой, вполне закономерно. Потому что, когда общество может себя назвать обществом, а не первобытно-общинным строем, то в нем появляется пусть минимальное, но нежное и трепетное отношение к детям и бездомным собакам. А вот качественное отношение к старикам и старости требует совершенно иного развития интеллекта, морали и всего прочего. Потому что это не медицинский, а культурный вопрос.


Остальные составляющие концерта тоже потихоньку сложились: чешскую группу мало знают у нас в стране, а нам надо позвать публику, продать билеты и - так как концерт благотворительный - собрать деньги. Поэтому появились Шевчук, Барто, Обломов, группы "Центр". Сопредседатель попечительского совета фонда актриса Ингеборга Дапкунайте выступит в неожиданной для зрителя роли, она споет. А ведущими будут актриса Нелли Уварова и Артемий Троицкий, который организовал музыкантов для концерта.

- Формат рок-концерта, кажется, неожиданным. В деятельности фонда "Вера" такое впервые?

- Отчасти рок-н-ролл это неожиданно, и для нашего фонда это первый опыт. Но, одновременно, и ожидаемое мероприятие. Кроме того, у нас нет повторяющихся историй: была книга, был балетный вечер и аукцион современного искусства. Мы были очень близки к тому, чтобы провести благотворительный боксерский поединок… Так получается, что собрать деньги на помощь хосписам только привлекая бизнес невозможно. По счастью на наши просьбы откликаются представители люди творческие. И, продавая билеты на наши культурные мероприятия, мы собираем немалые деньги.

Кстати, это первое мероприятие, которое мы не придумывали сами: его организовал РАМТ. Больше того, впервые за все время существования фонда, мы нашли спонсора на расходы, связанные с организацией концерта. Потому что музыканты, конечно, готовы отыграть бесплатно, но их надо привезти, покормить, поселить, нужно оборудование завезти, рекламу напечатать. И это для меня показатель роста фонда. Мероприятие обещает быть интересным, и пока еще есть билеты - раскуплено ползала.

- Наверное, волноваться не стоит? Вы проводите не первое мероприятие, насколько я понимаю, так бывает регулярно, что зрители активизируются в последние дни?

- На самом деле я понимаю, что это нормально, ведь я тоже говорю мужу "пойдем в кино" или "пойдем в театр", когда освобождается время. Крайне редко что-то планируется заранее. Но, когда речь идет о наших мероприятиях, я переживаю – почему не раскупили все за месяц, чтобы мы могли спокойно работать? Просто на эти дни в фонде все замирает и сотрудники, занятые в разных программах, занимаются только распространением билетов. Я очень волнуюсь – спать не могу, есть не могу - боюсь, что не раскупят билеты. А, если и раскупят, боюсь, что денег мы соберем мало…

- Вы переживаете о том, сколько соберете. Но, разве жизнь столь устойчивых фондов как "Вера" или "Подари жизнь" зависит от подобных сборов?

- Вы нам потрясающе польстили, сопоставив нас с фондом "Подари жизнь". У них в неделю доход больше, чем у нас в год. Мы действительно фонд, о котором слышали, о нас многие знают. Но это связано не с финансовыми показателями, а с тем, что мы – увы – единственные кто занимается этой категорией больных и хосписами. Хотя мы, безусловно, устойчивы, и в плане финансов мы тоже устойчивы, но их у нас значительно меньше, чем хотелось бы. И на 90% наш бюджет это как раз сборы на мероприятиях. Для нас концерт, издание книги, творческий вечер – это способ собрать деньги, и только во вторую очередь возможность напомнить о том, что мы есть. Поэтому мы постоянно ищем партнера, который будет жертвовать деньги не "потому что" или "за то, что", а ради тех, кому мы помогаем. Пока приходится совмещать: купите билет, сходите на концерт и заодно осознайте, что мы есть.

- Есть целый ряд фондов, где повседневной работой занимаются волонтеры или сотрудники, а есть известное "лицо" – Чулпан Хаматова, Татьяна Лазарева.

- У нас тоже есть такие люди и их много, поэтому сказать, что кто-то один является лицом фонда "Вера" было бы неправильно. У нас Ингеборга Дапкунайте и Татьяна Друбич сопредседатели попечительского совета. Нам очень помогает Татьяна Арно – она активная и удивительной души человек. Таня единственная из попечительского совета, кто в стационаре проводил время с пациентами. Помогает Софико Шеварнадзе, очень помогает Людмила Улицкая. У нас такая установка, что, если мы не просто хотим помогать тому или иному хоспису, а надеемся изменить в обществе отношение к ним, то нам необходимо как можно больше людей вовлекать в наше дело, а не какого-то одного человека делать лицом или глашатаем. Потому что хоспис – это история про каждого из нас. Тем и ценно наличие таких людей как Таня Арно, Люся Улицкая, Дуня Смирнова, Ингеборга Дапкунайте или Андрис Лиепа. Они все помогают, нет ни одного свадебного генерала. Я вижу серьезное преимущество в том, что это разные люди, потому что ни социальных, ни возрастных, ни половых ил финансовых различий рак не делает. Мы еще в наших книжных проектах озвучили нашу концепцию "Объединить тех, кого объединить невозможно".

- Сегодня, наконец, хосписы возникают по всей стране. С какими основными проблемами приходится сталкиваться тем, кто ими занимается?

- Первая болевая точка – неподготовленный персонал, не понимающий, что такое хоспис и зачем они сюда пришли работать. Второе, что ударяет по пациенту – это отсутствие качественного обезболивания, неправильные нормы обезболивания, неумение медиков ими грамотно пользоваться и непонимание, что такое термальная стадия онкологии. И только третьим я бы поставила вопрос финансирования.

- Ситуация улучшается?

- Улучшается. Действительно по всей России появляются энтузиасты, которые звонят с одной и той же фразой: "У нас в городе хосписа нет. Помогите его открыть". И число этих людей не иссякает. Но силами энтузиастов можно создать хоспис, но, если он – не медик, он не может качественно собрать медицинский персонал, не может выучить, не может объяснить разницу между хосписом и больницей. Прогресс в том, что все больше людей знает, что такое хоспис и не спрашивает: "Что такое хоспис?". Но то, что они не соответствуют хосписной философии, 99% людей, попадают в хосписы, которые хосписами являются лишь номинально – это ужасная проблема. Они очень разрознены. Даже в Москве они окружного подчинения, а наш – единственный, который подчиняется Департаменту здравоохранения. Их надо централизовывать, ими надо заниматься и руководство ими надо передавать в немедицинские руки. Внутри должны быть врачи, но дух и атмосфера вполне могу создаваться людьми, осознающими задачи хосписов. Возможно теми, кто прошел через уход близкого человека. А еще большая трагедия, что у нас в стране есть хосписы только для онкологических больных. Когда Вера Васильевна Миллионщикова создавала хоспис, на тот момент уже это было победой. Потом их стало 8 в Москве, теперь они стали появляться по всей России – их больше 200. Но по пальцам одной руки можно пересчитать хосписы для неонкологических пациентов, в то время как в развитых странах, онкология в хосписах составляет порядка 32%. У нас нет учреждений, профессионально и грамотно работающих с теми, кого нельзя вылечить. Ведь даже умирающие от старости, а не от болезни, нуждаются в уходе.

- Давайте вспомним еще раз о концерте. Для вас он уже практически состоялся?

- О нет! Для меня он состоится утром в субботу. Когда мы поймем, сколько собрали денег, посчитаем, инкассируем, в банк сдадим, напишем благодарности (или посыплем голову пеплом). И… начнем готовиться к следующему мероприятию. Которое, как мы надеемся, состоится уже в октябре.