"Раскол" на канале "Россия – Культура"

Читать Вести в MAX
Громкая премьера на телеканале "Россия-Культура". Начинается показ 20-серийного фильма Николая Досталя "Раскол". Фильм повествует о церковном расколе в России в XVII веке. Этот проект считается одним из самых масштабных и дорогих.

Громкая премьера на телеканале "Россия-Культура". Начинается показ 20-серийного фильма Николая Досталя "Раскол". Фильм повествует о церковном расколе в России в XVII веке. Этот проект считается одним из самых масштабных и дорогих. На его производство было затрачено 10 миллионов долларов. В фильме практически нет узнаваемых актеров. Режиссер умышленно пригласил на главные роли актеров из провинциальных театров.

Боярыню Морозову и протопопа Аввакума в советское время упоминали только в связи с картинами Сурикова. Вдохновлявшие передвижников староверы в учебниках почти не упоминались. И уж точно о них не снимали кино. Николай Досталь взялся восстановить историческую правду.

"У нас же как? Вот XVII век. Вот все, что было до этого – Иван Грозный, Минин и Пожарский, Смута – это как-то известно. А потом как-то сразу перепрыгиваем к Петру Первому", – говорит кинорежиссер, народный артист России Николай Досталь.

Несколько лет назад Досталь снимал фильм "Завещание Ленина" о Варламе Шаламове. Наткнулся на его поэму "Аввакум в Пустозерске". Сосланный в лагеря Шаламов повторил судьбу духовного писателя XVII века. События четырехсотлетней давности, считает Досталь, предопределили все, что происходит сейчас.

"Тот раскол, который произошел не только в Церкви, а в обществе, на Руси, среди людей. Раскол же может быть между бедными и богатыми, между властью и народом", – говорит Досталь.

Режиссер читал летописи и труды академика Лихачева, в музеях Кремля изучал костюмы. Советовался со старообрядцами. Люди, которые живут закрытой общиной, не слушают радио и не смотрят фильмов, одобрили сценарий и даже пригласили актеров на службу в храм – научили петь псалмы.

20 серий – от воцарения Алексея Михайловича до смерти следующего царя Федора Алексеевича. В центре сюжета – противостояние двух исторических личностей.

Патриарх Никон реформирует Церковь. "Редактирует" Священное писание, заставляет креститься тремя перстами. Жестоко преследует ревнителей старой веры. Лидер которых – протопоп Аввакум. Оба – гонитель и гонимый – для Досталя равно трагические фигуры. И каждый по-своему прав.

"Цель была благая у всех – объединить православный мир под скипетром российского патриарха. Потому что он всегда стоял на пятом месте: Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и потом только наш, русский. Те патриархи были под игом Османской империи. Цель была поэтому правильной. Но средства были неправильные – кровью, силой", – уверен Досталь.

Никон – Валерий Гришко – из Самарского театра драмы. Аввакум – из Екатеринбургского. "Александр Коротков, – говорит Досталь, – стал для меня как Солоницын для Тарковского в "Андрее Рублеве".

Актер, для которого эта роль – дебют в большом кино, несколько раз перечитал знаменитое "Житие протопопа Аввакума", написанное им самим в ссылке в Пустозёрске.

"Человек вроде рисуется таким старцем, суровым, с пронизывающим взглядом. А когда читаешь его житие, понимаешь, что человек – с огромным чувством юмора, то есть работа его, житие – это труд XVII века, написано соответствующим языком, вроде сложно читать, но я смеялся, когда читал, это было забавно. И у меня огромное уважение к этому человеку появилось", – рассказывает Александр Коротков.

Рекордный для сериала бюджет – больше 10 миллионов долларов, натурные съемки от московского Кремля до Кандалакши, от Соловков до Вологодчины. Николай Досталь говорит: это самый сложный проект в его карьере. И, похоже, самый масштабный в истории российского телевидения.