"Блондинка в шоколаде", или 15 миллионов на интернет-проекты

15 миллионов долларов как бюджет интернет-портала – это не американская мечта, а современная российская реальность. Сайт-рекордсмен top4top.ru, судя по всему, готов поглотить и большие вливания, чем уже потрачены на его создание и запуск. Правда, с момента открытия сайт вызывает у пользователей в основном раздражение, а у экспертов - удивление.

15 миллионов долларов как бюджет интернет-портала – это не американская мечта, а современная российская реальность. Сайт-рекордсмен top4top.ru, судя по всему, готов поглотить и большие вливания, чем уже потрачены на его создание и запуск. Фонд Russian Media Ventures объявил о старте этого "коммуникативного портала" под руководством Дмитрия Диброва и Льва Новоженова еще в конце 2007 года, но тогда попытки войти на него для простых пользователей оказывались неудачными, пишет Страна.ру.

Основой портала должны были стать сервисы для общения - почта, обмен фото и видео, блоги, чаты и ряд других. $4,5 миллиона из $15-миллионного бюджета проекта ушли на телевизионную рекламу. Также стало известно, что top4top планирует закупать аудио- и видеоконтент, утверждая, что до них ни один из крупных порталов этого не делал.

Эксперты Рунета, оценивая Top4top, согласились, что при заявленном бюджете и при грамотном использовании из проекта можно сделать портал, который приблизится к "большой четверке" (Яндекс, Rambler, Mail.ru и РБК). Дело за малым – создать необходимый трафик, для чего необходимо заполучить солидную аудиторию.

Новогодние каникулы закончились, и сайт наконец-то ожил - 7 января Top4Top открыл публичную бета-версию. Однако до доступности для всех, для чего сайт и был задуман, еще очень далеко.

"Ресурс позиционируется как "интеллектуальный", хотя характер контента и рекламная кампания в массовых СМИ свидетельствуют скорее о прицеле на массового зрителя - и соответствующие рекламные доходы", - пишет  в статье на webplanet.ru Маша Форманюк. "Грубым ляпом" она называет то, что сайт открылся только во flash-версии, доступной только в Internet Explorer. Проблему отображения в основных браузерах быстро решили, а вот открытие hmtl-версии откладывается.

А это, надо сказать, существенно урезает аудиторию портала: далеко, далеко не все пользователи обладают мощными машинами и неограниченным Интернет-трафиком, чтобы позволить себе работать с flash-сайтами, которые тянут массу трафика и предъявляют определенные требования к скорости работы машины. Html-версия, доступная любому пользователю Рунета, могла бы проблему решить, однако авторы проекта не спешат ее запускать.

Кроме того, что сайт требует для просмотра 9 версию Flash-плеера, у него немало других недостатков. Пошедшие на поводу у рекламной кампании пользователи один за другим пишут о проблемах при регистрации и входе на сайт, а удалить аккаунт – об этом лучше и вообще не думать.

Солидарен с этим мнением и Александр Экслер: "На кого это все рассчитано - непонятно совершенно. Зато хорошо видно, что проектировали "портал" деятели шоубизнеса, которые ничего не понимают в том, что вообще такое юзабилити, интерфейс, веб-дизайн и так далее. Налепили мегатонну флеша, придумали какие-то совершенно бредовые и никому ничего не говорящие названия рубрик ("паранойя", "партзверь", "слово", "Ом" и так далее), обвешали пищалками и пукалками - и вперед, шоубизнесить в Интернете. Я уж молчу о том, что читать тонкие белые буквы на черном фоне - попросту даром ломать себе глаза. Тем более что буквы представляют собой обычные новости, понадерганные отовсюду".

Из недостатков сервисов найдено немало: авторизация происходит в среднем через полчаса, причем о том, что на ваш электронный адрес отправлено письмо, уведомления не приходит – догадывайся, получилось зарегистрироваться или нет, сам; фотографию в профайл залить можно, но как она поместиться в рамку – предугадать нельзя, видеоархив не понимает формат Квиктайма, в котором сохраняет видео часть фотоаппаратов, фотоархив не умеет грузить сериями.

"Я пока не понимаю, для кого это все вообще сделано. Выглядит как блондинка в шоколаде. Только если ее достать и отмыть, выясняется, что это размалеванный сорокалетний трансвестит. Да и вместо шоколада - плохо сваренная сгущенка", - пишет в своем блоге Александр Экслер.

Впрочем, нельзя сказать, что недовольными остались абсолютно все пользователи, ведь большинство – не все. Свою целевую аудиторию находит любой сайт.

Судя по тому, как работает портал, можно сделать вывод, что основные средства из бюджета Top4top ушли на то, чтобы оплатить участие этих звезд в проекте, и в этом авторы проекта не прогадали: среди целевой аудитории – те, кого интересует все, что делают Дибров и Новоженов.

"Недавно увидела по телеящику своего любимого ведущего, который куда-то пропал в последнее время, - пишет пользователь liveinternet.ru Эльтер Аго. - Дибров отделял зерна от плевел и отсеивал все лишнее. Таким образом, я сегодня оказалась на славном портале top4top. Сначала очень долго пыталась осилить навигацию (примерно 10 минут), а потом осознала, что все очень удобно и просто. И интерфейс сайта порадовал. В общем, там есть все: поиск, новости, общение, хранилка файлов, фотоальбом, блог, привязка блогов ЖЖ и ЛиРу, блоки знаменитых людей и много полезных разностей. Я теперь там буду, наверное, если привыкну окончательно".

Последние слова – ключевые. Пользователи других блогов, других сайтов фото и видеообмена, посетители новостных лент – многие ли из них предпочтут уже известным и надежным ресурсам нечто новое, к тому же столь неудобное в обращении? Покажет время. На раскрутку и выход на полную окупаемость авторы проекта отводят себе два года.