Тема:

Авиакатастрофа в Перми 11 лет назад

Магомед Талбоев: экипаж "Боинга" не был пьян – он был непрофессионален

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал причины авиакатастрофы "Боинга" в Перми. В заключении говорится, что летчики потеряли ориентацию в пространстве, потому что плохо знали приборы иностранного самолета. Но главный вопрос заключается в том, что в останках командира экипажа обнаружили алкоголь. В интервью "Вестям" заключение МАК комментирует летчик-испытатель, Герой России Магомед Талбоев.

- Магомед Омарович, что, по вашему мнению, означает формулировка комиссии "наличие алкоголя в останках командира экипажа"? Пилот был пьян или принимал спиртосодержащие лекарства?

- Я против таких формулировок. Я знаю по своему опыту, погибшим друзьям, летчикам-испытателям, когда находишься практически в безвыходном положении, выделяется адреналин в такой степени, как будто человек выпил 100-150 граммов спиртного. Это доказано. Для этого есть Институт медико-биологических проблем РАН. Обращайтесь к ним. А то, что делают эти, – это отвести угрозу от руководителей.

- Представитель "Аэрофлот-Норд" категорически опроверг слухи и домыслы по поводу состояния командира воздушного судна. Он заявил, что авиакомпания и комиссия располагают документами, которые доказывают, что при проведении предполетного медосмотра состояние пилотов не вызывало сомнений в их работоспособности. Насколько можно доверять этим документам? Всегда ли проводится медосмотр надлежащим образом?

- Я поддерживаю высказывание компании и никогда не возражаю. Это исключительный случай. Любой человек в стрессовом состоянии получает такое количество адреналина, как будто он выпил 150 граммов спиртного. Это я прошел. Я это все знаю наизусть. Я прошел сам, на своей крови, в поту и на всем. Поэтому я имею возражения по таким формулировкам. Да, экипаж виноват. Непрофессионален. Но кто их туда поставил, непрофессиональных людей?! Вопрос... Они взваливают вину на погибших. Грех на душу берут. Если они православные, должны молиться и быть достойными людьми.

- На ваш взгляд, как остаточный алкоголь или спиртосодержащие лекарства могли повлиять на состояние и работоспособность командира экипажа? И что в этом случае мог предпринять второй пилот?

- Все что угодно. Что первый пилот, что второй, – это не имеет никакой разницы. Это только распределение функций. А в остальном – одинаковые люди. Но, к сожалению, в это время на борту находились два новичка. У одного – 101 час налета, у другого – 80 часов. "Тупые" ребята – так это называется на нашем профессиональном языке. Кто их туда посадил? Пусть отвечают перед Генеральной прокуратурой. Я несколько раз обращался.

- Вы часто общаетесь с летчиками. Скажите, часто ли пилоты употребляют алкоголь? Например, за день-два до вылета? Как пытаются скрыть это от медицинской комиссии? Проходят ли медосмотр пилоты после завершения полета, ведь существует вероятность ухудшения состояния или того же употребления алкоголя во время полета?

- Нет. Такого нет. Есть только предполетный осмотр. Это обыкновенный подход. Также проверяют транспортников – водителей троллейбуса, трамвая, автобуса. Это пульс, давление, язык, зрачки. Это очень просто.

- После пресс-конференции зампред Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов косвенно подтвердил еще одну причину – некорректные действия пермского диспетчера, который не принял самолет с первого захода на посадку, заставив пилотов садиться на ту же полосу, но с другой стороны. Скажите, это могло повлиять каким-то образом на ситуацию, учитывая состояние командира? Пилоты могли бы справиться, если бы не указания диспетчера?

- Послушайте, никто плохо себя не чувствовал. У Межгосударственного авиационного комитета есть свои интересы, у авиакомпании – свои. У каждого – свои интересы. У меня нет интересов. Я независимый эксперт от имени министра транспорта России. Я делаю то, что говорю, и никогда не стесняюсь. У них получилась техническая накладка. Они переложили несколько градусов не в ту сторону. Обратный заход автомат не мог вести, потому что был введен в заблуждение. Компьютер был введен в заблуждение. И они запутались полностью: компьютер говорит одно, первый пилот – другое, второй пилот – третье. Они переругались, перешумелись, то есть были полный хаос и безобразие. Это непрофессионализм. Речь об алкоголизме не идет. Не надо валить на экипаж, что он был пьян. Это оскорбление их семей. Семьи не получат пенсий.

- Но все-таки могла ли это быть вина диспетчера?

- Нет. Диспетчер сделал все возможное. Он сказал: вы не вписываетесь в створ полосы, уходите на второй круг. Задаю вам режим. Левый круг по коробке. Это называется "коробочка". Они вместо этого взмыли вверх и пошли направо. Они полностью растерялись. Это был абсолютный непрофессионализм.