В Пушкинском музее открывается выставка "Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков". Выставка не просто уникальная - юбилейная. Ровно сто лет назад древнерусские иконы признали произведением искусства. Раньше их считали лишь памятниками духовной жизни.
Древние потускневшие доски, в которых всегда видели памятник духовной жизни и несколько столетий не могли разглядеть художественной прелести, на выставке решили не оценивать в рублях, потому что цифры звучали бы просто заоблачные. Сто лет назад - дата хоть и условная (кто-то скажет, что отсчет слишком вольный) - на иконы взглянули по-новому.
В общем, эффект был, как если бы на чистую светлую комнату смотрели сквозь закопченое стекло, а потом это стекло взяли и разбили. Художник-коллекционер и по тем временам невероятный оригинал Илья Остроухов всего лишь снял с намоленных досок темную олифу. Под ней оказались шедевры.
"Мастера, монахи канонические - все они были одаренными людьми, - рассказывает председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков. - Когда из этих слоев записей стали открываться краски, это была сенсация, наконец-то увидели подлинный лик русской иконы".
Они горели яркими, как самоцветы, красками. И великий Матисс потом удивленно спросит: "Это зачем же русские стремятся учиться за границей, когда на родине у них такие изысканные образцы?"
Апостол Иоанн Богослов. Вторая четверть XV века. Один из ценнейших экспонатов, и старина ему только к лицу. "Когда на древнем памятнике есть некоторые утраты, то по законам современной реставрации на этих утратах остается предыдущий слой записи, - объясняет ведущий научный сотрудник Государственного русского музея Санкт-Петербурга Ирина Шалина. - Владелец оставляет частично запись".
Самый плодотворный и шедевральный период. Ровно три века. То, что называют, "классическая икона". Есть, конечно, и почитатели более позднего религиозного творчества, но самобытности в нем уже гораздо меньше.
Это про поздние иконы конца XVII века старообрядец Протопоп Аввакум хлестко заметит: "Пишут ангелов толстомордыми и толстобрюхими". Так вот на этой выставке подобных ангелов нет. Есть красота древнерусской традиции.
"Богоявление Господне"- удивительно деликатная реставрация и удивительно трогательная история. Намоленная икона несколько веков не покидала частной квартиры, так что воды Иордана, залитые лазуритом, ценители искусства, можно сказать, открыли заново.
"У японцев есть замечательная поговорка "все лишнее – безобразное", - замечает старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Алина Логинова. - И вот, чтобы не перекормить, мы ограничились XIV, XV, XVI веками - сознательно совершенно".
Когда иконы уже приветствовал хор Храма Святителя Николая, и люди заполнили все три этажа экспозиции, на входе в музей еще толпилась очередь. Просто иконы, которые много веков хранились в частных коллекциях Новгорода, Пскова, Ростова, Рязани, Твери, города можно перечислять до бесконечности, впервые пересеклись в пространстве, что само по себе - уже чудо.


















































































