Рынок грузоперевозок восстанавливается

В ближайшие годы возить грузы по железной дороге станет намного выгоднее. Пик падения в отрасли уже пройден. Кстати, по мнению экспертов, относительно неплохо чувствуют себя сейчас и авиакомпании.

В ближайшие годы возить грузы по железной дороге станет намного выгоднее. Пик падения в отрасли уже пройден. Кстати, по мнению экспертов, относительно неплохо чувствуют себя сейчас и авиакомпании.

Слухи о кризисе на российском рынке грузоперевозок сильно преувеличены. По крайней мере, так считают самые крупные его участники. Стабилизация отмечается во всех секторах – от наиболее пострадавших от спада воздушных перевозчиков до удержавшихся на плаву морских. Еще год назад даже тяжеловесы отрасли готовились к сокращению рабочих мест и работе в убыток. Но худшее уже позади, объемы рынка восстанавливаются. Тон задают морские транспортные компании.

"В условиях кризисного 2009 года единственная транспортная отрасль, которая не снизила свои показатели по грузообороту, это российские порты. Наоборот, эта отрасль даже увеличила грузооборот", – заявил Сергей Иванов, первый вице-премьер РФ.

Грузооборот российских портов за 9 месяцев 2009 года по сравнению с прошлым вырос на 8 процентов и составил без малого 370 миллионов тонн. Основная часть – это экспортные грузы, прирост по которым – больше 10 процентов. А вот перевалка импорта резко упала – почти на 40 процентов.

Кстати, снижение объемов ввозимых товаров наблюдается по всем направлениям. Таможенная статистика оценивает российский импорт за 9 месяцев этого года почти в 100 миллиардов долларов. Это на 46 процентов меньше, чем в прошлом. Физические объемы экспорта остались на прежнем уровне. Но цены на сырьевую продукцию снижались. В структуре российского экспорта – почти 70 процентов составляют топливно-энергетические товары.

Более половины всех экспортно-импортных перевозок приходится на долю железных дорог. Любые проблемы на стальных магистралях тут же сказываются на конкурентоспособности всей транспортной системы. Грузовые составы застревают в узких местах на подъездах к морским портам. Такие "воронки" – это почти 10 процентов всех магистральных сетей. К тому же железные дороги пока не успевают за изменениями спроса на рынках.

"Глобальный кризис – это новые вызовы. Выход на докризисный уровень мы ожидаем не ранее, чем через 3-4 года. Мы должны учитывать глобальные изменения на мировых рынках. То, что сегодня уголь, руда развернулись на Дальний восток – это следствие глобальных трендов. Мы этим раньше не занимались", – считает Владимир Якунин, президент ОАО "Российские железные дороги".

Уход основных грузов на Восток отмечают и западные соседи. Например, Латвийская железная дорога. Снижение перевалки нефти и угля несколько портит ее показатели. Хотя на фоне своих европейских коллег прибалты чувствуют себя неплохо.

"Мы – единственная железная дорога во всей Европе, у которой спада нет, но прироста тоже за последние 9 месяцев не было. Мы работаем по графику прошлого года, хотя прошлый год был для нас рекордным – мы перевезли 56 миллионов тонн грузов", – отчитался Угис Магонис, председатель правления Латвийской железной дороги.

Не так хорошо обстоят дела у европейцев. Там железнодорожные перевозки переживают серьезный спад. По данным Федерального статуправления Германии, перевалка грузов в этом году сокращалась рекордными темпами.

"Наше сотрудничество с Россией дало рост объемов энергетических перевозок. Но в Германии, как и в России, сократился общий объем транспортных перевозок, примерно, на 25 процентов. Особенно сильно пострадал экспорт в автомобильном секторе", – сообщил Харм Зиверс, исполнительный директор паромного порта Засниц.

На 30 процентов сократилась производительность и выручка у европейских автоперевозчиков. Число банкротств выросло на 20 процентов. Особенно пострадали международные направления. Рабочие места потеряли 140 тысяч человек. Международный союз автотранспорта провел исследование в 74 странах, передал данные в ООН и ждет теперь помощи от правительств.

Проблемой озабочены и в России. Ведь Евросоюз – крупнейший экономический партнер России. На его долю приходится половина всего товарооборота.

Чтобы сохранить объемы, грузоперевозчики снижали тарифы. Так, например, стоимость авиаперевозок упала в среднем на 23 процента. Компании сокращали персонал, несли финансовые потери, банкротились. Тенденция по оживлению спроса наметилась только в июле.

"За последние 3 месяца мы уловили некоторое оживление на рынке, увеличение спроса, готовность заказчиков платить больше за перевозки. Грузовые авиаперевозчики, первыми почувствовавшие кризис и пострадавшие от него, первыми почувствуют и восстановление мировой экономики и получат результат", – уверен Алексей Исайкин, президент группы компаний "Волга-Днепр".

Пик падения в отрасли уже пройден. На этом сходятся многие эксперты. На фоне потерь от финансового кризиса они отмечают и ряд позитивных моментов. На рынке стало явно свободнее. И этим смогут воспользоваться выжившие в условиях естественного отбора.