Женевские переговоры по Кавказу признаны удачным началом

Первый раунд международных дискуссии по проблемам обеспечения стабильности и безопасности на Кавказе в Женеве - это начало длительного и трудного процесса для достижения заявленных целей, но ни в коем случае не провал. Так оценивают прошедшие накануне консультации большинство их участников.

Первый раунд международных дискуссии по проблемам обеспечения стабильности и безопасности на Кавказе в Женеве - это только начало длительного и трудного процесса для достижения заявленных целей. Именно такая оценка содержится в большинстве комментариев по итогам консультаций, которые в минувшую среду прошли в столице Швейцарии под эгидой ООН, Евросоюза и ОБСЕ в соответствии с шестым пунктом плана Медведева-Саркози.

Президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози назвал "чудом", что переговоры в Женеве вообще начались, хотя и болезненно. "Безусловно, не все пока идеально, но посмотрите, что достигнуто. Менее чем за два месяца достигнуто соглашение о прекращении огня, выводе российских войск, и сейчас уже начались переговоры по статусу Абхазии и Южной Осетии", - подчеркнул французский лидер.

Ему вторит действующий председатель ОБСЕ глава МИД Финляндии Александер Стубб. "Это замечательно, что дискуссия в Женеве началась. Вспомните, что для начала переговоров по Косово потребовалось 14 месяцев, и гораздо больше времени - в случае переговоров по Северной Ирландии. Поэтому я считаю начало переговоров в Женеве осторожным, но вполне удовлетворительным", - заявил он в кулуарах саммита ЕС. "Самое важное в том, что люди начали говорить, и что у нас есть дата для нового раунда - 18 ноября", - сказал Стубб.

С аналогичной оценкой выступил и непосредственный участник встречи в Женеве - заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, отметив, что дискуссии "будут трудными, но это начало необходимого процесса". "Никто не предполагал, что дискуссии пройдут легко и безоблачно, поскольку трудно было согласовать формат, время и уровень встреч. Но главное, что для участия в дискуссиях собрались все, включая делегации Южной Осетии и Абхазии", - констатировал Карасин. По мнению заместителя главы МИД РФ, "позитивный настрой есть, но надо найти развязки, которые устроили бы всех".

Совершено не "провальным" считает первый раунд дискуссий первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Он отметил, что "переговоры провальными не были. Взрывного результата в условиях, когда независимость Абхазии и Южной Осетии признали только Россия и Никарагуа, было ожидать сложно", и поэтому в Женеве "прошла первая притирка" по выработке "коллегиального подхода" на мировом уровне к проблемам югокавказского противостояния. "Россия и дальше будет отстаивать свои интересы на этой площадке и, надеюсь, эффективность подобных встреч раз от раза будет повышаться", - заметил Слуцкий.

За продолжение дискуссий выступает и Грузия. Об этом заявляет МИД республики, выражая надежду, что делегация России "подключится к содержательному и ориентированному на результат диалогу". Вместе с тем, со стороны Тбилиси еще в среду была предпринята попытка обвинить Россию в срыве международных дискуссий. На фоне разногласий по выработке формата переговоров (в Женеве спецпредставители ООН, ОБСЕ и ЕС смогли провести лишь раздельные консультации с РФ, Абхазией и Южной Осетией с одной стороны, и с Грузией - с другой, отмечает ИТАР-ТАСС), который бы позволил собрать все стороны за одним столом, президент Михаил Саакашвили обвинил российскую сторону в "срыве международных дискуссий в Женеве".

В ответ на это, Карасин напомнил, что, "Россия исходит из принципа, что проблемы в регионе не могут быть решены без участия правительств Южной Осетии и Абхазии". Он пояснил, что в Женеве запланированы два общих заседания в рамках дискуссий. Но на первое представители Южной Осетии и Абхазии не были приглашены, поэтому в нем не приняла участие и российская делегация. На второй встрече состоялся обмен мнениями с представителями Южной Осетии, Абхазии, ООН, ЕС, ОБСЕ и США. "К сожалению, нам не удалось пообщаться с представителями Грузии, поскольку ее делегация отказалась от участия во встрече всего за полчаса до начала", - констатировал Карасин. "Поэтому в оценках событий в женевском Дворце Наций президент Грузии проявил непростительную для ответственного политика торопливость, поскольку это - ложь. В этой ситуации грузинскому руководству можно только пожелать проявлять больше сдержанности", - заключил Карасин.

Конструктивный подход к дискуссиям демонстрируют Цхинвал и Сухум. Они всячески подчеркивают свое заинтересованное участие в диалоге, несмотря на то, что в Женеве в составе грузинской делегации были руководители считающихся официальным Тбилиси легитимными структур - председатель "правительства Абхазской автономной республики" Малхаз Акишбая, советник председателя Леван Герадзе и глава временной администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев.

"Настойчивые попытки Грузии вновь реанимировать проект с Дмитрием Санакоевым является несерьезным и вредит налаживанию отношений со всеми сторонами. В Женеве югоосетинская сторона намерена донести до международного сообщества реальные факты, которые имели место в ходе военной агрессии Грузии против Южной Осетии. Для объективной оценки событий в интересах международного сообщества определиться с признанием независимости Южной Осетии и дать югоосетинской делегации статус полноправных участников слушаний", - заявил замминистра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев.

В свою очередь, заместитель министра иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия указал на то, что "так называемые автономные структуры, которые везде пытаются проталкивать власти Грузии, реально никого и ничего не представляют и не имеют отношения к Абхазии". "Они никогда не выражали и не могут выражать интересы Абхазии. Эти структуры представляют несуществующую страну. Автономной республики Абхазия не существует де-юре после развала СССР. Это абсолютно нелегитимные структуры, поскольку их никто не выбирал, никто за них не голосовал", - резюмировал он.