Знаменитый Кембридж, из стен которого вышел 31 нобелевский лауреат, празднует 800-летие. Торжества продлятся весть год. Одной из первых поздравления старейшему университету Европы отправила Россия. Фортепианный квартет "Кредо" посвятил юбилею две мировые музыкальные премьеры – "Аэро Театр" англичанина Криса Уиллиса и "Рождественскую музыку" российского композитора Павла Карманова.
Один из самых знаменитых Университетов – Кембридж – начинает принимать поздравления со своим 800-летием. Самый первый подарок – от музыкантов из России.
Фортепьянный Квартет "Кредо" сыграет в университете произведения русского композитора Павла Карманова и англичанина Криса Уиллиса, посвященные Кембриджу. Накануне в Лондоне состоялась их мировая премьера. "Павел Карманов пишет в стиле минимализма, хард-рок тоже прослеживается, а Крис Уиллис более классический", – говорит скрипачка Ася Соршнева.
Играют в церкви Святого Иоанна, где в ХVIII веке впервые прозвучали многие произведения Генделя. Премьеры лондонская публика встречает восторженно – музыкантов несколько раз вызывают на бис.
Квартет "Кредо" существует уже восемь лет, отмечен премиями нескольких международных конкурсов, много гастролирует. Принять участие в юбилейных торжествах музыкантов пригласило Русское общество Кембриджского университета. Оно активно старается приобщать студентов к российской культуре: показывает знаменитые фильмы, устраивает викторины, концерты. Часто на них звучит музыка Чайковского, получившего в Кембридже почетную степень доктора музыки.
"Мы стоим напротив прославленного Тринити-колледжа, в котором наибольшее количество нобелевских лауреатов на весь Кембридж, в котором учились великие русские люди, в котором пребывали Эйзенштейн, Капица, в котором учился в 20-е годы Владимир Набоков. Именно он организовал Русское общество Кембриджа", – рассказывает Владимир Орлов, попечитель и почетный член Русского общества Кембриджского университета.
Историю и легенды своего университета знает каждый студент. Предмет особой гордости – яблоня, которой по легенде обязан своим открытием Ньютон. Сюда выходили окна его комнаты. Правда, жить в ней для сегодняшних студентов не привилегия, а наказание из-за отсутствия минимальных удобств. Музыкантам обещают экскурсию, но только после репетиции.
Композитор Павел Карманов как Чацкий. Только не с корабля на бал, а с самолета на концерт: прилетел и сразу включается в работу. "Я готов делать замечания когда угодно и это может продолжаться годами. Но надо когда-то останавливаться. И, в конце концов, не все замечания бывают правильными. Некоторые мешают исполнителям, некоторые помогают", – говорит композитор Павел Карманов.
Поработав с исполнителями над своим "Рождественским квартетом", композитор отпускает их побродить по Кембридж, вдохновиться перед концертом. Гид – студентка Тринити-колледжа, математик из Москвы.
Мимо самой старой церкви Кембриджа, построенной за два века до создания университета, четверку музыкантов проводят к колледжам. Всего их 31. Как правило, они соперничают друг с другом. Иногда даже за привилегию установить у себя на башне часы. "Сен-Джонс строил эту башню как положено. Осталось только сделать часы. А Тринити взяли и сколотили деревянные часы. Тринити обманул Сен-Джонс", – рассказывает гид.
Легенды, рассказанные в темноте, создают у музыкантов мистическое настроение. С привидением, правда встретиться не удается. Экскурсия продолжается в старинной библиотеке. "По легенде здесь Ньютон впервые измерил скорость звука. Он стал напротив, хлопнул в ладоши и слушал, когда произойдет отражение звука", – продолжает гид. Через несколько часов аплодировать будут уже им.
"Очень эмоционально! Потрясающе! – делится впечатлениями студент Метью Хоккингс. – Я увлекаюсь музыкой, пою в хоре, и для меня это просто подарок. Великолепное исполнение" И так здорово, что произведения посвящены нашему университету".
Юбилейные торжества продлятся весь год. Но этот концерт запомнится не только потому, что первый. Он запомнится своим посвящением. Тем, что здесь исполнялись произведения специально в честь Кембриджа созданные. Ведь не так уж часто композиторы дарят свои сочинения университетам, даже очень знаменитым.