О ситуации с подготовкой к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году рассказал в интервью телеканалу "Вести" президент Олимпийского комитета России. Кроме того, он поделился своими прогнозами относительно предстоящей Олимпиады в Ванкувере в 2010 году.

О ситуации с подготовкой к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году рассказал в интервью телеканалу "Вести" президент Олимпийского комитета России. Кроме того, он поделился своими прогнозами относительно предстоящей Олимпиады в Ванкувере в 2010 году.

- Леонид Васильевич, у нас за подготовку к Олимпиаде отвечает так много ведомств и организаций, что теряешься. Есть и "Сочи-2014", есть корпорация "Олимпстрой", есть Министерство спорта и туризма, есть Олимпийский комитет России.

- Все порядки в большом спорте известны. В связи с тем, что наша страна проводит зимнюю Олимпиаду в Сочи, то Олимпийский комитет имеет полное право создать организационный комитет совместно с правительством нашей страны. Естественно, все бразды правления Олимпийский комитет передает Организационному комитету. Олимпийский комитет России отвечает за Олимпийские игры. Все члены МОК, которые приезжают к нам в страну, являются официально гостями и работниками Олимпийского Комитета России. А далее идут все наши наблюдательные советы, организационные комитеты. Министерство спорта - это высший спортивный орган власти.

- А как часто члены МОК приезжают в Россию и посещают Сочи?

- Теперь уже очень часто. Практически один раз в месяц приезжает руководитель Олимпиады от Международного олимпийского комитета Жан-Клод Кили, трехкратный олимпийский чемпион по горнолыжному спорту. И Жильбер Фили, тоже горнолыжник. Они приезжают очень часто. Оргкомитет считается у нас очень стабильной организацией. И нужно отдать должное Дмитрию Козаку и Александру Жукову, которые умело вписались в этот большой спортивный ансамбль.

- Раз в месяц - это действительно очень часто. А что же вы им показываете? Построить стадион за месяц нельзя.

- Олимпиада заключается не только в спортивных сооружениях, экологии. Это безопасность, аэропорт, другие службы, которые будут во время Олимпиады. И не случайно приезжающие комиссии составляют до 30-40 человек по всем направлениям.

- Какое из направлений сейчас вызывает наибольшую тревогу?

- Горнолыжное. На сегодняшний день более всего внимания уделяется строительству объектов этого вида спорта. Все зимние Олимпийские игры во всех странах мира начинаются с горнолыжного спорта. Все спортивные сооружения, которые строятся в течение полутора лет, сегодня находятся уже в начальном состоянии. Кстати, очень правильно на последнем совещании с членами МОК Владимир Владимирович Путин поднял вопрос о ненужности пяти ледовых стадионов. То есть для Сочи после Олимпиады нужно оставить два ледовых стадиона, а три сделать разборными, чтобы перевезти их в другие города. Этот вопрос уже согласован со всеми членами МОК.

- Такие стадионы строить дешевле?

- Гораздо, гораздо дешевле.

- Почему же с самого начала мы не решились?

- Многие спортивные объекты во всех странах мира, особенно те, где проводятся финальные соревнования по хоккею или конькобежному спорту, строятся фундаментально. Эта красота остается на долгие годы, как у нас стадион "Лужники" после Олимпиады 1980 года.

- Экономия - это один из тех уроков, которые мы смогли извлечь из Олимпиады в Пекине. Потому что там было огромное количество мощных сооружений, которые сейчас испытывают проблемы?

- На всех олимпиадах положительные уроки нужно извлекать. И наш руководитель Международного олимпийского комитета Жак Рогге подчеркивает, что не нужно зря тратить финансы, чтобы построить мощные сооружения. Нужно качественно, современно и быстро. И в этом случае мы придерживаемся той политики, которую вели наши китайские друзья. Они провели лучшую в истории летнюю Олимпиаду. Как сказал Владимир Владимирович Путин, нам надо провести лучшую зимнюю Олимпиаду в Сочи, и не только в организации, но и в победах.

- Олимпиада в Пекине действительно была лучшей летней олимпиадой?

- Абсолютно. Это была лучшая олимпиада в организации, в обеспечении транспортом, в проживании спортсменов, тренеров, прессы и наших болельщиков.

- А в Сочи будут не хуже условия?

- Сочи - это самая компактная Олимпиада в истории. Это близость от Олимпийской деревни - 30 минут до горных спортивных сооружений. Строится быстрая железная дорога. Члены МОК посмотрели на компьютере, как будет она работать и дали высокую оценку. Такого еще ни в одной стране не было.

- Главное, чтобы компактное не превратилось в тесное?

- Тесным, по всей вероятности, не будет. В проекте участвуют лучшие архитекторы, инженеры и специалисты. Поэтому будет здорово.

- В Пекине мы запомнили "Птичье гнездо". Что может стать символом Сочи? Какой из объектов, какой стадион? Есть такая задумка?

- Конечно, есть задумки со своим колоритом, с учетом климата Сочи и современной архитектуры. Все объекты будут дополнять друг на друга. И зрителю, и спортсменам это очень понравится.

- Хорошо, успокоили. Но у нас впереди еще несколько важных событий до Олимпиады, в первую очередь, это Олимпиада в Ванкувере – 2010. С чем мы туда едем? Вы как-то сказали, что "в результате победы на право проведения Олимпийских игр в Сочи Олимпийский комитет России потерял возможность на заключение контрактов в преддверии Олимпийских игр в Ванкувере-2010 и в Лондоне-2012". Вам удалось урегулировать этот вопрос между ведомствами? И на что вы сейчас готовите наших спортсменов?

- В любом случае мы - Олимпийский комитет, Оргкомитет и Министерство спорта - живем в одной стране. Это внутренний вопрос, который можно регулировать с помощью нашего Наблюдательного совета под руководством Дмитрия Козака. А в принципе получилось так, что мы, выиграв Олимпиаду, все полномочия передали Оргкомитету, где еще нет специалистов по видам спорта, которые знают досконально всё. Но вместе с тем мы подписали соглашение с Дмитрием Чернышенко. И сейчас в результате тендеров и дополнительных контрактов компания "Боско" приступила к изготовлению формы, которая будет еще согласовываться с членами МОК.

Что касается контрактов, которые мы потеряли, то Оргкомитет будет компенсировать заработок, который идет для Международного олимпийского комитета, и, естественно, отчисления для Олимпийского комитета. Чтобы наши федерации, за которые отвечает Олимпийский комитет, участвовали во всех конгрессах, международных симпозиумах. Поэтому мы очень четко работаем. И с Виталием Мутко мы в полном контакте за все дела, связанные с Оргкомитетом и с "Олимпстроем".

- То есть, есть возможность договориться?

- Естественно. При таком президенте и руководителе нашего правительства….

- У вас нет другого выбора.

- У нас другого выбора нет. Это единая команда. Когда на олимпиаду команда едет сплоченной, и Оргкомитет помогает, и министерство, и Олимпийский комитет. Правительство принимает решение по тому, чтобы обеспечить премиями и наградами. Губернаторы активно участвуют в подготовке. Что касается Пекина, мы увидели, что члены сборной команды Китая становятся достоянием страны. И они дома не живут, тренируются все 360 дней в году, находятся на централизованной олимпийской подготовке. Поэтому тренеру и спортсменам трудно. Но страна радуется победам.

- У нас вы собираетесь ввести такую же армейскую дисциплину?

- Почему выигрывают наши художественные гимнастки? Потому что Ирина Винер держит команду в ежовых рукавицах. Они тренируются по десять часов в день. То же самое касается синхронного плавания. Спортсмены тренируются от восьми до двенадцати часов в воде. И я требую от лыжников, биатлонистов, конькобежцев, чтобы они тренировались так, как лучшие команды в Советском Союзе.
Мы с Виталием Мутко рассмотрели и обсудили все команды. Каждый тренер докладывал нам, что спортсмены делают. Ведь можно на Новый год, на каникулы отпустить спортсменов к мамочкам и папочкам. И приедут они к Олимпиаде в другом состоянии. Поэтому нужна жесткая подготовка. Работа, работа, работа.

- А как будете поощрять спортсменов?

- Подписано распоряжение на правительственном уровне. 100 тысяч евро спортсмен получит за золотые медали. Будут премии от губернаторов. Нужно отдать должное и президенту страны, и председателю правительства – ни одного отказа для спортсменов не было.

- Леонид Васильевич, дайте прогноз по медалям? Сколько возьмем?

- Мне мой друг Юрий Михайлович Лужков всегда говорит: "Леня, не говори, сглазишь".

- Тогда я скажу за вас

- У нас по результатам чемпионатов мира этого года завоевано всего четыре золотые медали. По заявкам и по планам всех руководителей федерации за медали будут бороться 40 человек. Потенциал у нас хороший. Но разница между золотом, серебром и бронзой бывает в две или три сотые секунды. Так что трудно сейчас сказать. Я говорю, что спортсмены будут бороться. Если мы завоевали четыре золотые по результатам чемпионатов мира, то я думаю, что наши спортсмены смогут увеличить показатель в два раза.

Вообще, я, как тренер, ставлю всегда повышенные обязательства. Почему? Потому что если этого не делать, спортсмены могут относиться с прохладцей. А когда ты завышаешь требования, то у спортсмена другая работоспособность. И для наших зрителей нужно выступление. Если плохо выступают команды, значит мы плохо руководим, плохо влияем или боимся. Нет, мы ничего не боимся. И мы с Виталием Мутко твердо поставили задачи бороться, чтобы наш зритель был доволен, чтобы наши спортсмены выигрывали медали. Есть все условия, есть желание. Все главные тренеры, которые перед нами отчитывались, дали очень высокие показатели.