Ледокол "Ямал" с полярниками на борту вернулся в Мурманск

СП √ это "Северный полюс", так называются все российские дрейфующие станции с 1937 года. А других и не бывает
Атомоход "Ямал" уже подошел на максимально близкое расстояние к дрейфующей станции "СП-36". Погрузка грузов и людей займет не менее трех дней.
Корреспондент "Вестей" вместе с участниками 37-й полярной экспедиции  встретили белых медведей на самой верхушке планеты
СП √ это "Северный полюс", так называются все российские дрейфующие станции с 1937 года. А других и не бывает
Атомоход "Ямал" уже подошел на максимально близкое расстояние к дрейфующей станции "СП-36". Погрузка грузов и людей займет не менее трех дней.
Корреспондент "Вестей" вместе с участниками 37-й полярной экспедиции  встретили белых медведей на самой верхушке планеты
В Мурманск прибыл атомоход "Ямал" с российскими полярниками на борту. Из-за сильного шторма судно пришло в порт с задержкой на сутки. Вместе с учёными домой вернулся и специальный корреспондент "Вестей" Антон Борисов. Он следил за ходом экспедиции и регулярно передавал с борта ледокола репортажи.

В Мурманск прибыл атомоход "Ямал" с российскими полярниками на борту. Из-за сильного шторма судно пришло в порт с задержкой на сутки. Вместе с учёными домой вернулся и специальный корреспондент "Вестей" Антон Борисов. Он следил за ходом экспедиции и регулярно передавал с борта ледокола репортажи.

"Ямал" ждали в Мурманске еще накануне, но помешала погода. Сильный шторм на подходе к Кольскому заливу – последнее испытание, которое пришлось пережить экипажу атомохода и 18 полярникам – членам научно-исследовательской экспедиции "СП-36". Почти год они дрейфовали на льдине – пересекли с Востока на Запад Арктику, собирая уникальные научные данные. У берегов Гренландии их догнал ледокол "Ямал". Пришлось спешить, так как течение быстро сносило базовый лагерь полярников к теплому проливу Фрама. Когда подоспел атомоход, льдину покрывали торосы и глубокие трещины.

"Если трещина проходит рядом с этим прибором, приходится его вытаскивать и переставлять в другое место. Это трудная работа, канительная, если много трещин", – рассказал Сергей Кузьмин, ведущий инженер-океанолог станции "СП-36".

Сначала на борт ледокола подняли дорогостоящую технику и научные приборы. Работы кипела круглосуточно, вместо запланированных трех дней управились за два. Погрузили более ста тонн оборудования. Нашлось на ледоколе место и собакам. За время зимовки у двух лаек родились щенки. Клички дали арктические – Вьюга и Торос. Им, как и людям, пришлось перенести тяжелые испытания Севера.

"В эти времена самые сильные мороза, полярная ночь очень угнетающе действует на человека, каждый ведет по своему: некоторые впадают в панику, некоторые в меланхолию", – объяснил Юрий Катраев, начальник научно-исследовательской станции "Северный полюс-36".

По традиции последними льдину покидали полярники: флаг 36-ой арктической экспедиции спустили, табличку бережно занесли на борт, теперь она будет храниться в музее Арктики.

Полярники грелись в корабельной сауне и делились впечатлениями о дрейфе, а капитан ледокола уже прокладывал новый маршрут – на восток, к острову Врангеля. Там по плану должна была высадиться экспедиция "СП-37". Льдину для нового дрейфа подыскали заранее из космоса, в течение следующего года на ней будут дрейфовать 15 полярников.

"Она имеет практически круглую форму – ее размеры 12 на 12 километров. Внутри этого поля имеется несколько ядер более толстого льда и по краям торосы, ограничивающие тело станции, сердцевину", – сообщил Сергей Фролов, начальник отряда экспедиции.

В заданном квадрате ледокол лег в дрейф, и в воздух поднялся вертолет. При сильном ветре пилотам предстояло перегрузить с ледокола на лед десятки тонн оборудования. Одна за другой на льдине появились жилые постройки: метеостанция, столовая, баня. Ночью работы не останавливались – в Арктике еще полярный день и светло круглые сутки.

Когда последний груз с провизией был спущен на льдину, ледокол взял курс на Мурманск. Дрейфующая станция "СП-37" продолжит исследования в Арктике, в том числе ученые выяснят, насколько быстро тают льды, и как меняется климат.

"Уникальный комплекс исследований, который сегодня существует на дрейфующей станции, это, в первую очередь, исследование атмосферных процессов, ледяного покрова океана и взаимодействия их совместной динамики – без этих наблюдений просто невозможно", – объясняет Владимир Соколов, начальник высокоширотной арктической экспедиции.

Взглянуть со стороны на работу полярников удалось корреспонденту канала "Вести" Антону Борисову. В рамках совместного проекта телеканала и Росатома он больше месяца наблюдал за экспедицией в северных широтах.

Из-за огромного в последнее время интереса к Арктике и ее стратегическим запасам ценность данных с дрейфующих станций значительно возросла. И только Россия сегодня имеет подобный опыт исследований.