Российские атомные ледоколы: вчера, сегодня, завтра

Атомоход "Ямал" доставил на льдину полярников и оборудование научной станции СП-37. Но обеспечение арктических экспедиций √ не основная работа ледоколов
Создавать атомный ледокольный флот в России начали в 50-х годах, когда стало необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути
Корреспондент "Вестей" вместе с участниками 37-й полярной экспедиции  встретили белых медведей на самой верхушке планеты
Чтобы навечно не встать у причалов, пришлось искать способы заработать. Атомные гиганты стали круизными ледоколами √ возили туристов к Северному полюсу
Стоя на носу ледокола, можно увидеть, кроме льдов, белых медведей и китов. А потом провести кругосветный хоровод вокруг Северного полюса
Атомоход "Ямал" уже подошел на максимально близкое расстояние к дрейфующей станции "СП-36". Погрузка грузов и людей займет не менее трех дней.
Атомоход "Ямал" доставил на льдину полярников и оборудование научной станции СП-37. Но обеспечение арктических экспедиций √ не основная работа ледоколов
Создавать атомный ледокольный флот в России начали в 50-х годах, когда стало необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути
Корреспондент "Вестей" вместе с участниками 37-й полярной экспедиции  встретили белых медведей на самой верхушке планеты
Чтобы навечно не встать у причалов, пришлось искать способы заработать. Атомные гиганты стали круизными ледоколами √ возили туристов к Северному полюсу
Стоя на носу ледокола, можно увидеть, кроме льдов, белых медведей и китов. А потом провести кругосветный хоровод вокруг Северного полюса
Атомоход "Ямал" уже подошел на максимально близкое расстояние к дрейфующей станции "СП-36". Погрузка грузов и людей займет не менее трех дней.
Создавать атомные ледоколы в России стали в 50-х годах, с началом активного освоения Крайнего Севера. Было необходимо круглый год обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути. В застой и 90-е годы северный грузовой поток почти иссяк. Но у ледокольного флота России должно быть будущее.

В Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс-37". Уже ведутся метеонаблюдения, а в эфир вышла первая метеосводка. А атомоход "Ямал", который перевозил полярников и оборудование, взял курс на Мурманск. Создавать атомный ледокольный флот в России начали в 50-х годах, когда активно стали осваивать районы Крайнего Севера. Было необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути.

Знакомьтесь: это – "Ленин". Атомный ледокол. Первый в своем роде. Теперь – музей. За ледоколом имени вождя подтянулись и другие. Второго поколения.

Ледокол "Ямал" покидает ночной Мурманск с научной целью: снять дрейфующую полярную станцию в одной части Ледовитого океана и уже в другой – основать новую. "Началось возвращение России в Арктику. Хочется надееться, что это возвращение практически нас вернуло к должному состоянию в рамках мирового сообщества", – говорит Владимир Соколов, начальник высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Росгидромета.

Но хождение к Северному полюсу и даже помощь арктическим экспедициям – не основная работа ледоколов. Они – проводники там, где другим судам – задача не по толщине корпуса. "Ледокол должен и окалывать суда при необходимости. Подходить к ним на очень близкие дистанции. Поэтому маневренность ледокола должна быть обеспечена на 100%. У нас стоит автоматический режим, но мы ходим только на ручном режиме", – рассказывает Олег Дронин, 3-й помошник капитана ледокола "Ямал".

Пик работы по профилю – дело прошлое. Лет десять назад были караваны и по 15 судов на Северном морском пути – транспортной артерии от Новой Земли до Берингова моря. Сначала застойные времена, потом 90-е годы. Удар по экономике, и северный грузовой поток почти иссяк. Вместо 7 миллионов тонн за год перевозили от силы полтора.

Чтобы навечно не встать у причалов в сложные времена, пришлось искать способы заработать. Атомные гиганты стали круизными ледоколами – возили зажиточных туристов к Северному полюсу. За весомую сумму те получали экзотику. Стоя на носу ледокола, можно увидеть, кроме льдов, белых медведей и китов. А потом провести кругосветный хоровод вокруг Северного полюса.

Туристов хватает и сейчас. А годы спада направили поток товаров в другое русло. Вместо льдов, караваны судов предпочитают идти по отлаженной системе: Суэцкий канал и далее по назначению. Не пугают ни расстояние, ни даже сомалийские пираты. Для того, чтобы груз опять пошел через Арктику, России нужно не только восстанавливать северную экономику, а снова убеждать, что так выгоднее. "Всё в финансовые вопросы упирается. Что транзитом стали возить меньше – может, вопрос рекламы", – считает Валерий Томов, старший помощник капитала ледокола "Ямал".

Подо льдом – богатейшие запасы нефти и газа. Добыча – гарантия работы для ледокольного флота. Доказано. Атомные корабли уже проводят танкеры в зоне Штокмановского месторождения.

Правда, есть одно "но" – ледоколы стареют, и замены пока нет. "Все ныне действующие ледоколы будут работать и решать задачи до района 2022 – 2025 годов. Дальше – предел даже по сроку службы. По другим системам, даже не по атомной энергетической установке", – отмечает Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП "Атомфлот".

До строительства еще не дошло, но проект нового ледокола есть. Двухосадочного, то есть "два в одном": способного колоть лед как в открытом море, так и на мелководных реках. Всего на создание атомоходов государство собирается потратить до 2011 года 4,5 миллиарда рублей. Расходы – необходимые. Иначе страна рискует просто потерять судоходное преимущество в Арктике. "Упустить такую технику – оно аукнется не сегодня, а через 10 лет. Мы поймем, что остались без атомного флота. Этот вопрос становится во главу угла. Внимание уделяется большое", – заверяет Владимир Баранов, старший помощник капитана ледокола "Ямал".

А "Ямал", открыв полярную станцию, возвращается. Но воспоминания звучат не как грусть о безвозвратно ушедшем. Есть уверенность: будут ледоколы, будет работа – найдутся и люди, называющие себя не моряками, а ледокольщиками.

Канал "Вести" является информационным партнёром полярной экспедиции. Это наш совместный проект с "Росатомом". Антон Борисов – единственный тележурналист на борту ледокола "Ямал". По возвращении из Арктики он расскажет об итогах экспедиции и своих впечатлениях в документальном фильме.