Топливный рынок заигрался

Росстат сообщает: инфляция в первую неделю сентября оказалась нулевой – как и за последний месяц лета. Данные были бы обнадеживающими, если бы не динамика цен на отдельные товары. Например, на бензин. А это очень скоро отразится в ценниках на хлеб, молоко и стиральный порошок.

Росстат сообщает: инфляция в первую неделю сентября оказалась нулевой – так же, как за последний месяц лета. Данные можно было бы вполне считать обнадеживающими, если бы не динамика цен на отдельные товары. Например, на бензин. А это очень скоро отразится в ценниках на хлеб, молоко и стиральный порошок.

Обычно эта новость долетает до автовладельцев раньше, чем об этом говорят телевидение, радио и газеты. Ведь у людей очень чуткий и уязвимый информатор – собственный кошелек. Снова стало не хватать "тысячерублевки" на бак бензина для малолитражки. Не говоря уже о более прожорливых машинах, аппетиты которых удовлетворять с каждым днем становится все сложнее. "Раньше я всегда заправлялся на тысячу. Теперь ее не хватает. Конечно, возникают вопросы: нефть дешевеет, а бензин дорожает!" – возмущается автовладелец Сергей.

Вопросы возникают у всех. В конце лета 2008-го мировые цены на нефть были еще высоки – свыше сотни долларов за баррель. Бензин стоил около 25 рублей. Весной нефть подешевела вдвое, а бензин – меньше чем на четверть. Сейчас нефть – в районе 70 долларов, а бензин приближается к прошлогодним ценам. И возмущено не только население, но и даже чиновники. "Я сам вижу, сам езжу на машине, вижу – цена на бензин ползет потихонечку. Это несколько нам портит картину, потому что бензин входит в систему ценовую", – признается Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.

Впрочем, любой согласится, что топливо дорожает вовсе не потихонечку, а довольно быстро. Главный борец с повышением цен на бензин – Федеральная антимонопольная служба – последним повышением, очевидно, возмущена. "Если раньше цены на топливо отставали от потребительской инфляции, то сейчас они ее догнали и уже частично перегнали. Это произошло, в том числе, и по причине того, что ранее были подняты нефтяными компаниями оптовые цены", – говорит Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС.

Почему оптовая цена на нефтепродукты летом взлетела? Нефтяные компании ссылаются на дефицит топлива для внутреннего рынка. Правда, эксперты считают, что дефицита нет вовсе. Он надуман. Ведь нефтяные поставки сегодня достигли рекордных размеров. Наступившая осень, похоже, станет временем нового витка противостояния надзорных чиновников с нефтяниками.

Одно из самых опасных для нефтяных компаний обвинений – картельный сговор. Но на деле это – самое недоказуемое обвинение. Ведь приблизительно равные цены для всех заправок – это нормально. Искать подвох нужно в другом, считают эксперты: "Если мы в ближайшее время не увидим активности ФАС по разборкам с ценой оптовой – почему она сейчас такая высокая? – мы увидим рост цен в розничном сегменте", – уверен Павел Строков, директор по развитию и маркетингу Центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка.

ФАС надеется, что новое антимонопольное законодательство (как говорят, "второй антимонопольный пакет") позволит если не контролировать рынок, то по крайней мере не заигрываться топливному рынку так, как это происходит сейчас. Ведь нововведения в сфере справедливой бизнес-конкуренции коснулись даже Уголовного кодекса.