Кризис не заставил Москву разлюбить книги

В Москве открылась 22-я Международная книжная ярмарка. Опасения, что в связи с кризисом она не соберет участников и посетителей, оказались напрасными
Даже павильон ярмарки - и тот новый. Огромные площади, почти 200 тысяч книг из полусотни стран, а число посетителей в первый же день бьет рекорды
В Москве открылась 22-я Международная книжная ярмарка. Опасения, что в связи с кризисом она не соберет участников и посетителей, оказались напрасными
Даже павильон ярмарки - и тот новый. Огромные площади, почти 200 тысяч книг из полусотни стран, а число посетителей в первый же день бьет рекорды
Событие, которое традиционно знаменует начало осени: в Москве открылась 22-я Международная книжная выставка-ярмарка. Опасения, что в связи с экономическим кризисом экспозиция будет скромнее, оказались напрасными. На стендах – книги из 55 стран, а число посетителей в первый же день бьет рекорды.

Большое событие, которое уже традиционно знаменует начало осени: в Москве открылась 22-я Международная книжная выставка-ярмарка. Опасения организаторов, что в связи с экономическим кризисом экспозиция будет не столь масштабной, оказались напрасными. На стендах выставлены книги из 55 стран, а число посетителей в первый же день бьет рекорды. Так что никакие трудности не заставили нас разлюбить книгу – даже если она оцифрована.

Международная книжная ярмарка – это теперь и ярмарка новых технологий. Вот книжный автоматический сканер. Он может оцифровывать по 2600 страниц в час. Причем даже из тех старинных книг, что уже нельзя трогать руками: легкий поток воздуха сам переворачивает страницы.

Даже павильон ярмарки – и тот новый. Огромные площади, почти 200 тысяч книг из полусотни стран, буквально толпа посетителей. Удивленно рассматривают новые издания. И никакие экономические катаклизмы, как выясняется, не помеха народной любви к хорошему чтению. "Мы с определенной тревогой готовились к сегодняшнему дню, потому что, конечно, экономический кризис отражался на нашей отрасли. Но мы можем с радостью констатировать, что издательская отрасль продемонстрировала определенный запас прочности. По сравнению с 2008 годом количество выпущенных наименований выросло на 9%, да и тиражи тоже немножко выросли", – констатирует руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.

И в этот рост явно весомый вклад внесли книги о советской эпохе. Просто-таки взрыв числа произведений о Сталине, Второй мировой войне и том, кто из каких стран какую лепту в нее внес. Одно из новых изданий так и называется: "Партитура Второй мировой". Ее авторы уверены: в той бойне каждое государство сыграло свою роль, и подчас – зловещую. Потому попытки обвинить исключительно Советский Союз чуть ли не в развязывании войны – это, по словам исследователей, абсолютная историческая ложь. "Советский Союз вел интенсивнейшие переговоры с западными партнерами, пытаясь все-таки создать некую коллективную систему безопасности. Нас фактически обманули, водили за нос. Британия вела двойную игру. И Польша, конечно, должна признать, что драматическая ее судьба была предопределена политикой ее руководства", – говорит Наталья Нарочницкая, руководитель отделения российского фонда "Институт демократии и сотрудничества" в Париже, президент Фонда исторической перспективы.

Рядом новую книгу презентует Геннадий Зюганов. Лидер КПРФ – в хорошем настроении. Но как только начинает подробнее рассказывать о своей работе – о Сталине, Второй мировой войне и нынешних ее интерпретациях – сразу заметно, что задело за живое: "Ко мне пришли и говорят: вы когда будете извиняться? Перед кем и за что? Кто извинится передо мной? У меня все воевали, и я потерял многих близких. На Орловщине 600 тысяч похоронено тех, кто защищал и ломал хребет фашистскому зверю. Почти столько же наших сынов и дочерей в Польше похоронено. За что мы должны извиняться?"

- О, Геннадий Андреевич – мой соперник по Сталину!
- Не соперник, наоборот.
Писатель-историк, автор книги "Сталин" Святослав Рыбас – автор из серии "Жизнь замечательных людей". И эта тоже – про жизнь Сталина. Бурный интерес, по его словам, объясним. Понятно, что оценивать деятельность диктатора однозначно нельзя: "Почему Сталин был органичен для того времени? Почему он был неслучаен? Почему такой тип государства на протяжении тысячи лет характерен для России? Вот на эти вопросы я ответил".

Писатель, историк, драматург Эдвард Радзинский демонстрировал читателям книгу под названием "О себе". Но с особой гордостью рассказывал о сразу трех романах, что скоро выйдут в свет: "Я претендую – это точно – быть первым, кто раскрыл секрет "Железной маски". Это очень могучая версия".

Общение читателей с Радзинским, Нарочницкой, Рыбасом, Зюгановым – это лишь маленькая часть того, что происходит на разных площадках ярмарки. Она будет идти почти неделю, и каждый день здесь – самые известные российские авторы и те, кто еще не популярен, но явно таким станет.