Ледокол "Ямал" пробивается к дрейфующей экспедиции

16 членов экспедиции предвкушают: через несколько дней плавания они станут новыми путешественниками на дрейфующей льдине, станцией "Северный полюс √ 37", еще одной страницей в познании безмолвной Арктики.
Участники морской операции по снятию дрейфующей станции помогут 18 полярникам свернуть лагерь, упаковать научную аппаратуру и оборудование, свернуть жилые и технические домики, убрать со льдины в контейнеры бытовой мусор и складировать техотходы
СП √ это "Северный полюс", так называются все российские дрейфующие станции с 1937 года. А других и не бывает
16 членов экспедиции предвкушают: через несколько дней плавания они станут новыми путешественниками на дрейфующей льдине, станцией "Северный полюс √ 37", еще одной страницей в познании безмолвной Арктики.
Участники морской операции по снятию дрейфующей станции помогут 18 полярникам свернуть лагерь, упаковать научную аппаратуру и оборудование, свернуть жилые и технические домики, убрать со льдины в контейнеры бытовой мусор и складировать техотходы
СП √ это "Северный полюс", так называются все российские дрейфующие станции с 1937 года. А других и не бывает
Атомоход "Ямал" спешит на выручку российским полярникам. Научная станция "Северный полюс-36" почти год проработала в высоких широтах Арктики. Но сейчас дрейфующая льдина, на которой расположен лагерь, начала разрушаться. Течение сносит ее к берегам Гренландии.

Атомоход "Ямал" спешит на выручку российским полярникам. Научная станция "Северный полюс-36" почти год проработала в высоких широтах Арктики. Но сейчас дрейфующая льдина, на которой расположен лагерь, начала разрушаться. Течение сносит ее к берегам Гренландии.

На борту "Ямала" все ходит ходуном. Мощный атомоход сквозь льды спешит к дрейфующей у берегов Гренландии российской полярной станции. Экипажу нужно наверстать два дня вынужденного простоя в порту.

"Многолетний лед труднопроходим. Ледокол об него бьется как о бетонную стену", – говорит старший помощник капитана атомного ледокола "Ямал" Владимир Баранов.

В сотнях морских миль от нас ждут возвращения домой 18 полярников из экспедиции СП-36. От арктической пучины их уже год отделяет всего пара метров льда. Радиоточка – единственная связь с цивилизацией.

СП – это "Северный полюс", так называются все российские дрейфующие станции с 1937 года. А других и не бывает. Целиком положиться на волю блуждающих в Арктике гигантских ледяных глыб смогли решиться только наши полярники. Наука вознаграждает риск, но иногда он слишком велик.

"Три дня могли быть критическими. То есть нам повезло, что ситуация не привела к тяжелым последствиям. Есть опасность, что льдина будет разрушена", – говорит Владимир Соколов, руководитель высокоширотной арктической экспедиции, замдиректора Санкт-Петербургского НИИ Арктики и Антарктики Росгидромета.

Со скоростью несколько миль в сутки СП-36 за год проделала путь от хребта Менделеева в Восточно-Сибирском море через Северный полюс до побережья Гренландии – всего 2500 километров. Впереди пролив Фрама, последнее пристанище арктических льдов. Здесь они сталкиваются, раскалываются и перемешиваются, чтобы потом растаять в Атлантике. И если не успеть снять со льдины людей, трагедии не миновать.

Все новости о ходе экспедиции поступают сначала в НИИ Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. С "Ямала" по спутниковой связи только что передали: вертолет уже побывал в лагере СП-36, эвакуация начнется в среду. Льдина тает, но сохраняет прочность.

"На всю операцию отводится трое суток, режим работы напряженный и круглосуточный", – отмечает Николай Адамович, ведущий специалист НИИ Арктики и Антарктики.

На борту "Ямала" уже ждет выхода на лед экипаж следующей полярной экспедиции – СП-37. У 16 ученых впереди год дежурства и наблюдений: с помощью новейших приборов они попытаются понять, в чем причина резкого таяния арктического льда, ведь именно из-за этого их предшественники едва не оказались в ловушке.