Прозрачная адриатическая волна разбивается о камень. Пик лета и туристического сезона. Хорватия. С каждым годом отдыхающих из России здесь все больше. Красиво, сытно, недорого. Через залив – Венеция. И самые активные из наших соотечественников, устав поджариваться на солнце, садятся на паром, плывущий к итальянскому берегу.
Спустя два часа путешествия Венеция уже встречает наших. И встречает неожиданно. Туристы рассказывают, что их обязали сдать паспорта. Документы остались у полицейских. При возвращении на паром документы отдают.
Сама возможность для россиян посетить Венецию, не имея в паспорте шенгенской визы, существует уже второй год. И в венецианском порту, и в местной полиции нам отказались давать какие-либо комментарии по этому поводу. Отчего вся история выглядит еще более загадочной.
"В паспортах написано, что это собственность гражданина России, и никто не имеет право их отбирать просто так, – считает Елена Плиско, экскурсовод. – Тем более, что наши люди не совершали ничего противоправного, да и не могли – только что с парома".
Впрочем, почему отбирают паспорта – понятно. В разговоре без камеры полицейские признаются, что эта мера была введена после нескольких случаев, когда несколько наших туристов захотели остаться в Венеции больше, чем на 4 часа.
Прошлой осенью "венецианский безвизовый коридор" даже закрывали. Правда, почти сразу же под напором турфирм по обе стороны Адриатики и паромных компаний, которые несли большие убытки, его открыли вновь. Но наших туристов ни отсутствие паспорта, ни мимолетность пребывания, похоже, ничуть не смущает.
Время для наших путешественников спрессовано до предела. А хочется узнать так много. Проплыть на гондоле 120 евро в час, купить венецианскую карнавальную маску – от 60 евро, пройтись по знаменитым мостам и улочкам – пока бесплатно.
Наши сограждане в любых ситуациях предпочитают нестандартные ходы и этим отличаются от остальных туристов. У наших все как-то контрастно. "Помню, – рассказывает гид Антонио, – у одних деньги все кончились, и они спрашивали меня, где можно сдать кровь за евро. А другие искали такси, чтобы сгонять из Венеции в Рим и обратно".
Местре – материковая часть Венеции. Скверик у местного вокзала. Здесь собираются гастарбайтеры из стран СНГ – те, кто приехал в Венецию по туристической визе на неделю, а задержался здесь на годы. "Нелегалы" – мужчины работают в основном на стройках, "нелегалы" – женщины – сиделками или воспитательницами. Мария приехала в Италию из Львова. Остановился родной завод, а двоих детей чем-то надо было кормить. "Сначала приехала до Неаполю, – вспоминает она, – потом – сюда до Венеции. Здесь лепшей, добро платят и добрые условия".
Они живут в семьях тех, за кем ухаживают. Получают, если повезет, 800-1000 евро в месяц. Каждая из них думает, поработав здесь 2-3 года, вернуться. Возвращаются, пробыв в Венеции положенные 4 часа, и наши "паромщики". День, проведенный в "городе тысячи каналов", незабываем.
Паспорта, конечно, вернули, и теперь можно плыть обратно – к прозрачной адриатической волне, что разбивается о камень.
Увидеть Венецию и… остаться

Власти Евросоюза недавно ужесточили визовый режим. Российские туристы пока имеют возможность побывать в Венеции без шенгенской визы, приплыв туда на пароме из Хорватии. Но эта возможность может исчезнуть: слишком много гастарбайтеров из Восточной Европы пытается проникнуть на Аппенины нелегально.
























































































