Фаворитом "Большой книги" стал Андрей Балдин

Читатели назвали лучших писателей 2009 года. За несколько дней до официальной церемонии вручения Национальной литературной премии "Большая книга" завершилось открытое голосование среди читательской аудитории. Фаворитом стал Андрей Балдин с книгой эссе "Протяжение точки".

Читатели назвали лучших писателей 2009 года. За несколько дней до официальной церемонии вручения Национальной литературной премии "Большая книга" завершилось открытое голосование среди читательской аудитории. Фаворитом стал Андрей Балдин с книгой эссе "Протяжение точки". Автор – не профессиональный писатель. Он – художник и архитектор – предлагает взгляд на русскую литературу как на величину пространственную.

Сам Андрей Балдин называет "Протяжение точки" сборником эссе, где он восстановил географию путешествий Карамзина и Пушкина и вывел зависимость – русский язык развивался в такт с географическими перемещениями писателей.

"Пространство настраивает слово. Слово складывается в зависимости от того, как мы путешествуем", – делится мнением Андрей Балдин, автор книги "Протяжение точки".

Путешествие Карамзина по Европе не что иное, как собирание зарубежного литературного опыта. "Бедная Лиза", возникшая в результате, – его осмысление. Карамзин стоял у истоков новой русской словесности, но ее точкой отсчета стал Пушкин.

В противовес Карамзину – писателю западного вектора, Пушкин – гений всех направлений. Особенно подробно Андрей Балдин рассматривает Михайловское и проводит параллель между работой над "Борисом Годуновым" и церковными праздниками, которые отражают состояние природы и пространства. Здесь и рождественское чудо, когда Пущин привозит книги Карамзина и Грибоедова, Пушкин начинает трансформировать задуманную поэму в диалоги, и Троица, когда поэт окончательно вошел в пространство драмы.

Андрей Балдин, автор книги "Протяжение точки" рассказывает: "Раньше Пушкин писал в линию – первая, вторая сцены. Здесь стал перескакивать, возвращаться. Научился работать в драме, оказался в ее пространстве. Это счастливый подарок лета".

Пушкин и Борис Годунов определили Москву как центр притяжения слова, фокус современного русского языка. Конечно, с выводами автора можно не соглашаться. Но ведь постоянная оглядка на Пушкина, его эталонность – это объективная реальность. И книга Андрея Балдина дает ей все три измерения пространства. Ну, а свой опыт автор продолжит на материале Гоголя.