Космонавты: испытание огнем

Тренировки экипажа будущей 21-й экспедиции на МКС вышли на финишную прямую. Отрабатывается поведение экипажа в любой ситуации, которая может возникнуть в космосе, в том числе и в нештатной, например, пожаре.

Тренировки экипажа будущей 21-й экспедиции на МКС вышли на финишную прямую. Отрабатывается поведение экипажа в любой ситуации, которая может возникнуть в космосе, в том числе и нештатной, например, при пожаре. Действия должны быть доведены до автоматизма. Скоро командир экипажа, российский космонавт Максим Сураев, бортинженер, астронавт НАСА Джеффри Уильямс и участник экспедиции посещения канадский миллиардер Ги Лалиберте будут сдавать экзамен на право занять место в российском корабле "Союз ТМА-16".

На МКС – нештатная ситуация. Пожар на высоте 400 километров, в замкнутом пространстве – что может быть опаснее? Экипажу не удается побороть огонь, надо срочно возвращаться на землю.

Замыкание электропроводки: искра и – станция в огне. В реальности у космонавтов лишь несколько минут на спасение, главное – успеть перелететь в корабль "Союз". Поэтому так важна тренировка.

На орбитальной станции перелететь из сегмента в космический корабль помогает невесомость. Другое дело – на Земле. От макета МКС до тренажера "Союз" экипаж добирается пешком. Для чистоты испытания – в противогазах.

"Большой пожар, не хватило огнетушителей, пожар не устранен. Экипаж уходит в "Союз" в противогазах, готовится к спуску на Землю, к расстыковке и к спуску на Землю", – рассказал Владимир Варава, ведущий инженер-испытатель.

Так, по инструкции, в противогазе космонавты надевают полетный скафандр. Риск вдохнуть продукты горения велик.

В противогазах они проведут еще некоторое время до подключения автономной системы вентиляции в корабле "Союз".

Сегодня – это настоящий экипаж, единая команда. Максим Сураев – командир корабля. Летит впервые. Однако опыта не занимать – 12 лет в отряде, трижды дублер. Хладнокровно воспринимает все нештатные ситуации.

Джеффри Уильямс по визитам в космос – самый опытный. Через месяц отправится на орбиту в третий раз. Знает российский корабль и станцию. В этом полете Джеффри не просто бортинженер – правая рука командира.

Участник полета Ги Лалиберте вносит свои коррективы в тренировку. И хотя чаще космических туристов просят ничего не трогать, все же обязанности в полете у них есть. "Уметь работать со скафандром, привязные ремни, системы. Органы управления системы терморегулирования", – пояснил Виктор Бондаренко, ведущий инженер-испытатель.

Канадец хорошо подготовлен физически – все же циркач. Однако таких испытаний не ожидал. Говорит, за тренировку потерял больше двух килограммов веса. Джеффри умудрился поцарапать нос. Но с задачей экипаж Сураева справился. Впереди экзамены, а через месяц – старт.