7 лет со дня трагедии в Нью-Йорке. Мир изменился

В ответ на террористические атаки на США 11 сентября 2001 года Вашингтон во главе войск НАТО начал 7 октября в Афганистане операцию "Несокрушимая свобода"
11 сентября 2001
11 сентября 2001
11 сентября 2001
11 сентября 2001
В ответ на террористические атаки на США 11 сентября 2001 года Вашингтон во главе войск НАТО начал 7 октября в Афганистане операцию "Несокрушимая свобода"
11 сентября 2001
11 сентября 2001
11 сентября 2001
11 сентября 2001
Семь лет исполнилось со дня трагедии в Нью-Йорке. 11 сентября 2001 года боевики-смертники, которые по официальной версии принадлежали к террористической организации "Аль-Каид (запрещена в РФ)а", захватили четыре пассажирских самолета.

Исполнилось семь лет со дня трагедии в Нью-Йорке. 11 сентября 2001 года боевики-смертники, которые по официальной версии принадлежали к террористической организации "Аль-Каид (запрещена в РФ)а", захватили четыре пассажирских самолета. Два из них были направлены на символ делового Нью-Йорка – башни Всемирного торгового центра, а два других – на Пентагон и Белый дом. В результате погибли около трех тысяч человек. Как изменился мир после терактов 11 сентября?

11 сентября 2001 года в новейшей истории человечества появилась новая глава, через призму которой еще долгое время будут оцениваться все происходящие события.

Эти теракты изменили мир навсегда. Действительно, масштаб атаки был впечатляющим, дерзость террористов – возмутительной. Любой нормальный человек, как бы он ни относился к Соединенным Штатам и политике, проводимой Белым домом, не мог оставаться равнодушным, глядя на то, как простые, ни в чем неповинные люди расплачиваются за чьи-то амбиции.

В тот же день, обращаясь к нации, Джордж Буш объявил, что под угрозу поставлен образ жизни и даже сама свобода Америки.

Тогда действительно казалось, что мир мог объединиться перед лицом единой угрозы, и Соединенные Штаты могут рассчитывать на международную помощь и поддержку. Показательно было и то, что первым с официальным заявлением, осуждающим теракты, и с соболезнованиями американскому народу выступил именно президент России.

Но очень скоро стало понятно, что эту войну с международным терроризмом США планируют вести по своему сценарию и только в коалиции с теми, кто готов их безоговорочно поддерживать во всем.

Так, если операция в Афганистане была поддержана подавляющим большинством стран, то вокруг вторжения в Ирак никогда не было согласия даже среди политиков стран НАТО. А сама кампания против Саддама Хусейна многими называлась не иначе как очередная нефтяная война.

Но главное: события 11 сентября и последовавшие за ними действия Белого дома становятся основным аргументом в политической борьбе в самих США.

Через год после атаки на башни-близнецы в обращении к Конгрессу Джордж Буш произносит слова, которые станут в чем-то пророческими. В последующие годы они стали своего рода манифестом республиканцев. "Наша страна находится в состоянии войны, наша экономика в упадке. Цивилизованный мир столкнулся с беспрецедентными угрозами, но никогда ещё мы не были так сильны!" – заявил Буш.

Политика республиканцев во главе с Бушем после событий 11 сентября строилась на объединении нации перед лицом внешней угрозы, которая должна была затмить собой экономические проблемы. Главным врагом стал международный терроризм в лице "Аль-Каиды", а ее лидер Усама бен Ладен – террористом №1.

И такая политика приносила свои результаты: так, рейтинг Буша сразу после терактов достиг среди американцев своих рекордных девяноста процентов, и в течение какого-то времени, пусть и не в такой степени, эта поддержка сохранялась.

Но по мере того, как военные расходы принимали астрономические масштабы, а потери в Ираке продолжали расти, активизировались политические оппоненты Буша, особенно в преддверии президентских выборов. Очень быстро борьба с международным терроризмом и поимка Усамы бен Ладена отошли на второй план, уступив место войне в Ираке. Официальное окончание которой, кстати, Джордж Буш объявил еще в мае 2003 года.

В 2004 кандидат от демократов Джон Керри в своих выступлениях не забывал упомянуть о том, что каждая новость из Ирака доказывает, что Верховный главнокомандующий сам не понимает, что происходит, зачем США развязали эту войну, как ее остановить! И обещал положить конец зависимости от ближневосточной нефти. Но тогда позиции республиканцев были еще достаточно сильны, а угроза новых терактов в сознании американцев была реальна.

Интересно, что тогда – как нельзя кстати, за несколько дней до выборов – в Интернете появилось очередное послание террориста №1.

Спустя четыре года, если не вдаваться в детали, ситуация практически не изменилась. Экономическое положение в США оставляет желать лучшего, плюс ко всем бедам добавился еще и ипотечный кризис. А споры вокруг энергетической безопасности и методы борьбы с терроризмом по-прежнему остаются главными козырями в претендентской схватке за Белый дом.

Еще в 2006 году, готовясь к предвыборной борьбе, нынешний кандидат от демократов Барак Обама в своей книге "Смелость надежды" открыто говорит, что вполне понятно, что после 11 сентября все объединились вокруг президента, и даже демократы не решились тогда возразить против планов Буша по укреплению национальной безопасности. Но на выборах 2008 года американцы способны уже более спокойно взглянуть на происходящее, а именно на провал операции в Ираке. Которая на самом деле лишь плодит еще большее количество террористов. Сейчас Обама обещает в кратчайшие сроки вернуть войска домой, и, похоже, большинство американцев в этом его поддерживают. И уж точно не видят в Ираке того внешнего врага, с которым так долго боролись республиканцы.

В этой связи очень интересно заявление в июньском интервью журналу Fortune главного политического советника Маккейна Чарльза Блэка. Он заявил, что новый теракт в США был бы на руку кандидату-республиканцу Джону Маккейну. Блэк даже привел в пример убийство в Пакистане Беназир Бхутто, заявив, что теракт снова поднял тему терроризма на выборах в США и, возможно, даже помог Маккейну выиграть праймериз в Нью-Гемпшире. Конечно, сам Маккейн, который является ярым сторонником войны в Ираке, тут же открестился от слов своего соратника, да и сам советник взял свои слова обратно. Но факт остается фактом.

Спустя семь лет после нью-йоркской трагедии слова Джорджа Буша – "наша страна находится в состоянии войны, наша экономика в упадке" – по-прежнему актуальны. В борьбе за президентское кресло и республиканцы, и демократы и сегодня в первую очередь спорят о целесообразности военной кампании в Ираке и о том, как ослабить зависимость от импорта нефти.