Рынки ХХI века более невозможно регулировать с помощью механизмов, созданных в прошлом столетии. Президент США Барак Обама выразил уверенность в этом, излагая в Белом доме свои соображения о путях реформирования системы финансового регулирования с учетом сегодняшних реалий и угроз.

Рынки ХХI века более невозможно регулировать с помощью механизмов, созданных в прошлом столетии. Президент США Барак Обама выразил уверенность в этом, излагая в среду в Белом доме свои соображения о путях реформирования системы финансового регулирования с учетом сегодняшних реалий и угроз. По мнению американских наблюдателей, со схожих позиций он по всей видимости будет выступать и на саммите лидеров "группы 20" ведущих мировых держав в начале апреля в Лондоне.

Обама перечислил семь принципов, которыми, по его убеждению, необходимо руководствоваться при составлении планов реформ. Прежде всего, он указал, что финансовые институты, представляющие системный риск, должны подлежать "серьезному надзору" со стороны властей - хотя бы потому, что страхуются эти институты фактически на деньги американских налогоплательщиков.

Кроме того, система регулирования должна быть достаточно прочной для того, чтобы выдерживать "как общий системный стресс, так и крах одного или нескольких крупных институтов", - сказал Обама. Он добавил, что это же должно относиться и к "каждому из крупных рынков" США, передает ИТАР-ТАСС.

Американский президент считает также необходимым поддерживать открытость и транспарентность финансовой системы, использование в ее рамках простого и понятного языка. Следом он высказался за неусыпный и единообразный надзор над "финансовыми продуктами, предлагаемыми инвесторам и потребителям". Еще одним обязательным требованием к системе должна быть строгая отчетность, начинающаяся на самом высоком уровне. "Руководители, не оправдывающие общественного доверия, должны нести ответственность" за свои действия, подчеркнул Барак Обама. По его убеждению, система финансового регулирования должна быть "всеобъемлющей и не имеющей пробелов", охватывать "профильные институты и рынки".

Наконец, хозяин Белого дома исходит из того, что "вызовы, с которыми мы сталкиваемся, - не просто американские, а глобальные". "Устанавливая высокие стандарты егулирования здесь, в США, мы должны добиваться того, чтобы и другие страны по всему миру сделали то же самое", - подчеркнул он, выразив уверенность в том, что это позволит "остановить трансграничное распространение финансовых кризисов" и не допустить повторения таких же глобальных потрясений, как нынешние.

Обама, кстати, считает, что нынешний финансовый кризис "не был неизбежным". Он вспыхнул после того, как Уолл-стрит "ошибочно решила, что рынки теперь будут неуклонно расти", и принялась "торговать сложными финансовыми продуктами без полной оценки их рисков". Именно в этот момент наглядно проявилась слабость действующей системы финансового регулирования.

Президент США пояснил, что видит выбор не между "некоей экономикой, управляемой властями на принципах угнетения", с одной стороны, и "хаотичным и безжалостным капитализмом" - с другой. Просто, по его мнению, "сильные финансовые рынки требуют ясных правил поведения - не для того, чтобы создавать помехи финансовым институтам, а чтобы защищать потребителей и инвесторов и в конечном счете поддерживать силу самих этих финансовых институтов". "Не чтобы подавлять, а чтобы подкреплять конкуренцию, рост и процветание. Чтобы не просто урегулировать кризисы, а предотвращать их возникновение", - уточнил цель своих планов Барак Обама.