Страсбургский суд по правам человека принял к рассмотрению заявление ростовских горняков, которые добиваются социальных льгот. Речь идет о работниках шахты "Обуховская". Они с декабря прошлого года проводят посменную голодовку. Обратиться в суд готовы шахтеры и других угольных предприятий области. Из-за кризиса многим уже месяцами не выплачивают зарплату.
На карте Ростовской области есть город шахтерской доблести. С недавних пор его еще именуют городом олимпийских чемпионов. А когда-то здесь гордились заслугами шахтеров. Сейчас в городе нет ни одного действующего углепердприятия, а те, что находятся за городской чертой, испытывают большие трудности. Например, на шахте имени Чиха рабочим уже несколько месяцев не выплачивают заработную плату.
Проблемы на этом угольном предприятии начались в конце прошлого года. Шахта остановила производство, чтобы модернизировать оборудование. Сейчас все силы брошены на монтаж новой лавы. Но даже когда выработка начнется, угольщики сомневаются, что их продукт будет востребован. Уголь продавать некому. Новочеркасская ГРЭС может приобретать всего 40 тысяч тонн угля, а среднемесячная выработка шахты имени Чиха – почти в два раза больше.
В то время, пока предприятие простаивает, его кредиторская задолженность растет. "На 31 марта назначена процедура банкротства, документы подали. Начаться она однозначно начнется. Потом можно ее будет приостановить или отозвать документы и расплачиваться с кредиторами. Сумма задолженности – более 100 миллионов рублей", – говорит Геннадий Копаев, председатель первичной профсоюзной организации шахты им. М.П.Чиха.
Рабочую неделю и количество сотрудников сокращать не собираются. Шахтеры приходят на смену каждый день, но зарплату совсем недавно получили за декабрь. Виктор Власенко на шахте имени Чиха работает больше восьми лет. Зарплата невысокая, около 10 тысяч рублей, но всегда была стабильной. "Очень трудно. В долги влезаем. Вся шахта так живет. То у матери занимаю, то у тещи, перебиваемся кое-как", – жалуется горняк.
Это угольное предприятие не раз пытались продать, ссылаясь на нерентабельность. По словам председателя профкома шахты имени Чиха, запасов угля в земле – около 70 миллионов тонн. Это еще как минимум 50 лет выработок. "Сегодня собственник не хочет сокращать людей. Сегодня, возможно, будет происходить выдавливание людей из-за отсутствия зарплаты. Если у него нет средств на выплату зарплаты, то тем более нет для выплаты пособий", – рассуждает Юрий Каунов, заместитель председателя Ростовской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Собственник шахты им.Чиха – финансово-промышленная группа "Русинкор" – уверяет, что предприятие заработает через месяц. Тогда будет возможно и расплатиться с кредиторами, и зарплату выплачивать без задержек.
Гораздо хуже ситуация в другом угольном городе. В Донецке закрывается последняя действующая шахта. Из-за простоя она ежемесячно несет убытки около 30 миллионов рублей. На выездном совещании вице-губернатор Ростовской области Сергей Назаров обсуждал с бизнес-элитой и руководством Донецка (город на реке Северский Донец в Ростовской области России), какие возможны варианты решения проблем. Генеральный директор ЗАО "Русский уголь" Владимир Игнатко сделал громкое заявление – последнее угледобывающее предприятие города, шахта "Западная", закрывается: "Мы поддерживаем в работоспособном состоянии шахту, мы вентилируем, откачиваем воду, поддерживаем жизнедеятельность в полном объёме. Если появится инвестор, который захочет сегодня хотя бы за доллар купить, я её продам за один доллар".
Предпосылок этого на первый взгляд нелогичного шага достаточно. Запасов угля в ликвидируемой шахте осталось немного. Можно было бы прорыть боковой туннель и добраться до богатых слоёв, но это уже будут подземные владения Украины. А после охлаждения отношений с этой страной переговоры просто напросто зашли в тупик. И самое главное, коксующийся уголь, который добывала "Западная", нужен прежде всего металлургической промышленности. Но и она в упадке, поэтому топливо не востребовано.
"Возможны какие-то изменения, обсуждать особенно нечего, но есть какие-то интересанты, есть инвесторы, которые связаны с металлургической отраслью, зарубежные, которые рассматривают этот вопрос. Если приобретут, ну будем надеться, но рассчитывать нужно на то, что шахта будет закрыта", – признает Сергей Назаров, вице-губернатор Ростовской области.
Областные власти делают ставку на малый средний и средний бизнес. Но все ли безработные Донецка в миг переквалифицируются в предпринимателей, пусть даже поддерживаемых на всех уровнях? Спорный вопрос, если учесть, что количество незанятого населения скоро будет исчисляться четырёхзначными числами. Только из-за закрытия шахты "Западной" не у дел останутся более тысячи шахтёров. А в местном центре занятости банк вакансий пока насчитывает шестьдесят пять единиц, десять из которых – врачи.





















































































