С сегодняшнего дня Армения и Турция начинают нормализацию дипломатических отношений. Ожидается, что в ближайшее время будет открыта граница между двумя государствами. Подробнее об этом в эфире радиостанции "Вести FM" рассказал эксперт, генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев.

Армения и Турция начинают с сегодняшнего дня нормализацию дипломатических отношений. Ожидается, что в ближайшее время будет открыта граница между двумя государствами. Подробнее об этом в эфире радиостанции "Вести FM" рассказал эксперт, генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев.

- Безусловно, это историческое событие. Насколько оно ожидаемо, если учесть, что все противоречия между этими странами сохранились?

- Это не простой процесс. Он имеет глубокие корни в истории, которая очень сложная, и которую никто не забыл ни в Армении, ни в Турции. Конечно, это событие важное и вселяет некоторый оптимизм, потому что даже совсем недавно и помыслить нельзя было о том, что Армения и Турция пойдут на такой шаг, на нормализацию отношений. Значит, какие-то конфликты в мире можно урегулировать мирным путем.

- Но все равно все свои острые вопросы они как бы вынесли за скобки. Насколько легко это удалось им сделать?

- Для того, чтобы страны стали о чём-то договариваться, когда между ними стоят острые проблемы, то они должны оставить эти проблемы, противоречия в стороне. Невозможно себе представить, чтобы Турция признала геноцид армян в 1915 году, трудно себе представить, чтобы Турция согласилась и с нынешним статус-кво в отношении Нагорного Карабаха. Все, что происходит между двумя странами, это результат какого-то компромисса.

- Скоро, судя по всему, между этими государствами откроется граница. Кому это больше выгодно - Турции или Армении?

- Турция претендует на статус региональной державы. Она ведет активную политику на Ближнем Востоке. Ей очень важно нормализовать отношения с Арменией, и она рассматривает их в комплексе. Вообще, все, что происходит в отношениях Турции с Ираком, с Ираном, с Азербайджаном – серьезно сказывается на ситуации в регионе. Но этот процесс выгоден и Армении. Она существует, надо это признать, в очень не простой ситуации, значительная часть её границ – это граница конфликтов. В таком положении трудно развивать экономику, привлекать инвестиции и так далее.

- Нормализация отношений Турции с Арменией было одним из условий для вступления в ЕС. Насколько сейчас это вступление приближено или реально?

- Да ни насколько! Мало что в этом вопросе изменится. Вступление в ЕС - это все-таки более сложная вещь, связанная с огромным количеством иных факторов. Европа сейчас устала от расширения. Да, многие проблемы с расширением решены, но возникли новые вопросы, ответы на которые Европа не нашла. Нормализация отношений с Арменией слишком маленький вопрос для вынесения решения о вступлении или невступлении Турции в ЕС.

- Это случайно, что нормализация отношений между двумя государствами происходит накануне Дня памяти жертв геноцида 1915 года?

- Можно назвать это совпадением, но в принципе случайно таких совпадений не бывает. В Армении каждый чтит и помнит те события. Турецкая сторона не менее хорошо знает тему, понимает её и здесь есть определенная связь.

- Как это событие может повлиять на отношения Турции с Азербайджаном, с Россией?

- Посмотрим, как будут развиваться события. Это не просто открытие границ, нужно рассматривать подобные шаги и действия в комплексе, учитывать и ситуацию с Карабахом. Известно, что по дипломатическим каналам Азербайджан неоднократно заявлял о своем несогласии с позицией Турции. И эта позиция Азербайджана только укрепляется. Важным индикатором будут азербайджано-турецкие отношения и связи, которые назвать безоблачными нельзя. Отношения с Грузией тоже. Турция создает дополнительный плацдарм для манёвра на Кавказе. Что касается отношения России к этим событиям, то нам надо только приветствовать тот факт, что наш стратегический партнёр на Кавказе получает дополнительный источник для нормализации и развития, что ситуация вокруг Армении начинает развиваться в позитивную сторону.