Он его породил, он его и убьет. Бен Бернанке, при котором начался мировой финансовый кризис, будет переназначен главой Федеральной резервной системы. Такое решение принял президент Обама. И Бернанке уже уверенно заявил, что мировая экономика чувствует себя лучше. Осторожный оптимизм высказывают и российские специалисты: ВВП растет второй месяц подряд. Вместе с ценой на нефть. Означает ли это, что все очень скоро наладится?
Кадры из Вашингтона, очевидно, должны успокаивать: на поле для гольфа – президент США. На финансовом поле – без перемен: главный игрок по-прежнему Бен Бернанке. Его Обама переназначил на второй срок. "Бен Бернанке провел ФРС через один из самых серьезных финансовых кризисов, с которыми когда-либо сталкивалась наша страна и весь мир. Бернанке руководил нашей финансовой системой, находившейся на грани краха, спокойно и мудро", – считает глава администрации США.
Накануне своего переназначения Бернанке объявил: мировая экономика начинает выходить из кризиса. Бернанке, очевидно, чувствует ответственность не только за американскую, но и за мировую экономику. Что объяснимо: до кризиса ВВП США был 20% от мирового, а потребляли Штаты 40% от всего произведенного в мире. И вернуть все как было – сейчас это, наверно, главная американская мечта.
Надежды вроде бы появляются одна за другой: на 0,3% во втором квартале выросли ВВП Франции и Германии, в 16 странах еврозоны увеличились промышленные заказы, о выходе из рецессии объявили Бразилия и Литва. И хотя, фиксируя оптимизм, второй квартал все сравнивают с провальным первым, очевидно, что вброшенные в мировую экономику два триллиона долларов принесли пользу. Но есть вопрос – что дальше?
Нуриэль Рубини был среди тех, кто предсказал начало кризиса. Теперь предсказывает его продолжение. Потому что непонятно, как восстановить спрос: безработица в тех же Штатах грозит дойти до 10%, к всплеску кредитования банки не готовы. "Существует модель кризиса, существуют расчеты, и эти расчеты показывают, что кризис не может сейчас закончиться. Не существует механизмов, которые поддерживали бы спрос. Спрос должен упасть до реальных доходов. А на начало кризиса спрос превышал реальные доходы на три триллиона долларов", – объясняет Михаил Хазин, публицист, экономист, автор книги "Закат империи доллара", президент компании "Неокон".
Надутый пузырь в три триллиона долларов в итоге так лопнул, что мир содрогнулся и теперь не горит желанием повторить все еще раз. Тем более, что цифры американского госдолга бегут ничуть не медленнее. Дефицит бюджета Штатов уменьшать тоже не планируют.
И вот сегодня из Пекина предупредили: не надо слепого оптимизма, напомнив таким образом, что кроме американской модели – жить в кредит, – есть еще китайская – жить экономя. Китайские товары в Штатах пользуются спросом. Американские гособлигации в Китае – пока тоже.
Но это только на первый взгляд ничего не меняется. История с GM, например, – показательная. "Трудно представить, что этот монстр будет испытывать трудности. Но он испытывает. Автомобили дешевле и лучше делать в Японии и Корее. А зарплата в этих странах значительно меньше", – комментирует Евгений Ясин, научный руководитель государственного университета Высшая школа экономики, член Общественной палаты РФ.
Бернанке сегодня заявил, что хочет сделать американскую финансовую систему процветающей. Обама при этом категорически против, чтобы в мире пытались разобраться в причинах кризиса. Не очень понятно, как первое сделать без второго, но уже ясен один из уроков кризиса: точки роста надо активнее искать внутри страны. "В России гораздо больше источников роста, чем в других развитых странах: надо построить много домов, дорог, инфраструктуру", – уверен Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт", член Общественной палаты РФ.
Ситуация в мировой экономике похожа на погружение с аквалангом: на дно вроде посмотрели, подводный мир изучили и надо на поверхность, пока еще запаса воздуха на всех хватает.






















































































