Газовая эпопея, за которой Европа еще только следит, на самой Украине уже вызвала народный бунт. Перспективы зимы без газа – а именно это грозит стране, которая отказывается платить, рухнувшая гривна, остановка крупных предприятий, крах малого бизнеса – чаша терпения переполнена, и граждане посылают власти сигнал отчаяния. Не в переносном, а в прямом смысле.
Начиная с полудня Киев гудит против всех. Флешмоб должен был продлиться всего три минуты, но на гудки жали и в четверть, и в половину первого – наболело.
Андрей Иванов на днях потерял свой небольшой бизнес. Фирму по организации праздников пришлось закрыть. Поводов для веселья у людей с каждым днем все меньше. На простые вопросы – почему инфляция уже двадцать два процента, гривна падает, а цены растут – власть ответить внятно ему так и не захотела. "Достало. Когда тебе нужно платить кредит – доллар стоит 10 гривен, а через два дня этот доллар уже стоит 7 гривен. Ничего не поймешь", – говорит Андрей.
Андрея Иванова и его товарищей сегодня слышали и у президентской администрации, и у Верховной рады, и у нацбанка, и у кабмина. Юлия Тимошенко тоже грозилась, что нажмет на клаксон, но гудеть против самой себя было бы совсем уж нелогично. Все силы бросила на войну с президентом. "Мне очень жаль, что тот человек, за которого я стояла на всех оранжевых площадях, агитировала и убеждала людей как за честного и морального политика, сегодня опустился до такого уровня, что даже стыдно называть его фамилию", – заявила украинский премьер.
Тимошенко обвиняет Ющенко в попытке воровства в масштабах целой страны. Она уверена: президент, глава его секретариата вместе с главой Нацбанка спланированной игрой на скачущем курсе доллара хотели заработать четыре с половиной миллиарда гривен. Тимошенко открыто заявила, что уходит в оппозицию к президенту. Он же во всем винит премьера и тоже не называет ее фамилию. За выходные Ющенко придумал Тимошенко уже три псевдонима: "леди", "кризис" и "воровка".
"Я вспоминаю избирательную президентскую кампанию 2004 года: тогда и на левом, и на правом берегу Украины люди спрашивали меня: "Виктор Андреевич, почему эта воровка рядом с вами?" Стояла она у меня за спиной на Майдане не ради борьбы за украинские идеалы, она стояла за себя. И не было такого дня, чтобы она стояла за народ или за Украину. Это авантюрист в политике, который будет топить всех, потому что ей нужно одно – безграничная власть", – заявил Виктор Ющенко.
Из их общего "оранжевого" прошлого Виктор Ющенко так и не вспомнил о куда более важной для Украины теме – долгов за российский газ. История с неплатежами за него неотступно сопровождает все правление украинского президента. Не платить – фирменный стиль Ющенко. Но сейчас все как никогда серьезно.
До нового года – полторы недели. Позиция "Газпрома" однозначна: с первого января трубу придется перекрывать. Как быть тогда простым украинцам, Ющенко не объясняет. В самом "Нафтогазе" все очень туманно. "У нас на сегодняшний день запрос по ноябрю, и декабрь мы рассматриваем как текущую задолженность. Я еще раз говорю, что до конца года и тот, и другой вопрос – по ноябрю и по декабрю – будет закрыт", – отметил Валентин Землянский, руководитель пресс-службы НАК "Нафтогаз Украины".
Как это собираются сделать, до сих пор тайна. Между тем задолжавшему "Нафтогазу" "Газпром" до последнего искал и предлагал варианты погашения долга. Предоплата за транзит, самостоятельный выход российского поставщика на внутренний рынок, так, кстати, газ для простых потребителей был бы дешевле – на все предложения Киев ответил отказом. Правда, сегодня попытался успокоить: транзитный газ Украина красть не будет.
"Украина не будет красть чужой газ с нового года. В подземных хранилищах "Нафтогаза Украины" находится 16 миллиардов кубометров газа, что позволит обеспечить нормальное газоснабжение страны, даже если контракт с Россией не будет подписан вовремя", – подчеркнул Александр Шлапак, первый заместитель главы секретариата президента Украины.
Какое хлесткое определение надо подобрать к уже закаченным и неоплаченным миллиардам кубометров российского газа, Александр Шлапак не уточнил.
Танцы на "оранжевых" обломках уже никого не веселят. Занятые сведением личных счетов украинские президент и премьер словно существуют в какой-то параллельной реальности, где в домах людей не отключают тепло, где курс гривны не упал почти в два раза, где нет астрономических долгов за газ и где угроза дефолта не стоит у порога, как в реальной Украине.