Георгий Мирский: Ирану нужна не бомба, а 5-минутная готовность к ее сбросу

Иран строит новый завод по обогащению урана. Страна была вынуждена это признать. В пятницу в интервью сайту Вести.Ru главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Ирану Георгий Мирский высказал мнение, что Ирану не нужна атомная бомба - нужна 5-минутная готовность к ее сбросу.

"Иран строит новый завод по обогащению урана. Страна была вынуждена это признать потому, что разведка западных государств обнаружила строительство, и дальше скрывать это уже не было никакой возможности. Иранцы об этом объявили официально. Причем, за несколько дней до того, как 1 октября в Женеве будет обсуждаться как раз этот вопрос", - в интервью сайту Вести.Ru главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, специалист по Ирану Георгий Мирский согласился осветить подробнее данную волнующую все международное сообщество тему.

Так называемая шестерка  - пять постоянных членов Совбеза плюс Германия - должна собраться для того, чтобы вместе с иранцами выяснить ситуацию и получить ответ на вопрос, действительно ли Иран согласен сотрудничать с мировым сообществом, которое требует от него прекратить работы по обогащению урана. Поскольку ясно, что дальнейшее обогащение может привести к созданию условий для производства атомной бомбы.

Эксперт напомнил, что несколько лет назад Россия предложила Ирану производить обогащение урана на российской территории для будущей АЭС в Бушере. Иран отказался. В чем тут дело? В Иране уже сегодня крутится более 8 тыс. центрифуг, и их будет еще больше. Сами иранцы говорили, что доведут количество центрифуг до 54 тыс. и держат обещание - открывается новый завод. Пока что тот уран, который там обогащается и крутится - мирный, 3-процентный. Произвести бомбу из него нельзя. При дальнейшем обогащении, т.е прокручивании в центрифугах, этот уран можно сделать боевым, 80-процентным. Тут и до бомбы недалеко.

"Если бы это все происходило на территории РФ под российским контролем, то Россия, для того, чтобы не допустить превращения Ирана в ядерную державу, не стала бы обогащать уран до такой степени, а сделала бы все, что нужно, чтобы произвести топливо и дать его Ирану – всего лишь топливо, необходимое для работы электростанции, - рассказывает Мирский. - Иран отказался именно потому, что он хочет бесконтрольно обогащать уран до такой степени, которая могла бы позволить произвести бомбу".

Но, самое интересное, по мнению Мирского, это еще не означает, что Иран на самом деле хочет произвести бомбу.

"Я не считаю, что Ирану нужна бомба как таковая. Ему не на кого будет ее сбросить - Америка слишком далеко. Сбросить бомбу на Израиль – это, конечно, соблазнительно для Ирана: сразу убить 6 млн евреев. Но заодно погибли бы 6 млн арабов, мусульман. А поскольку Иран претендует на то, чтобы быть лидером всего мусульманского мира, это, конечно, уже очень нехорошо".

Но время идет. Примерно через 6 лет, по данным эксперта, Иран будет обладать ракетами, которые в состоянии будут долететь до Израиля – более того, они есть уже сейчас. Но через шесть лет Иран сможет установить на эти ракеты ядерные боеголовки.  Ирану нужна не бомба, а состояние 5-минутной готовности, считает Мирский. Обогатить уран до такой степени, чтобы можно было сказать: осталось сделать еще один шаг, и у нас может быть бомба.

 "Это было бы для Ирана идеальным вариантом, потому что тогда он разговаривал бы со всеми с позиции силы, будучи почти ядерной державой. То есть, это в точности северокорейский вариант. Это вариант, смысл которого в том, чтобы завоевать позицию силы, чтобы шантажировать Запад, чтобы Америка пошла на те условия, которые Иран бы ей предложил".

"Если хорошенько подумать, то можно прийти к выводу, что все могут жить с иранской атомной бомбой – и Америка может жить, и Европа, ничего страшного не случится. Все, кроме Израиля, - говорит эксперт. - Представьте себе, что вы гражданин маленького государства, неподалеку от которого расположена большая страна, держава, и эта держава создает атомное оружие, и эта держава устами своего президента заявляет, что Израиль должен быть стерт с лица земли. Сможете вы жить спокойно? Конечно, нет. Тем более, что Израиль частенько называют “страной одной бомбы”. То есть, достаточно одной атомной бомбы, чтобы эта страна перестала существовать".

Тут возникает вопрос, как быть сейчас. Скорее всего, 1 октября в Женеве иранцы скажут, что вопрос об их ядерной программе – это вопрос, не имеющий никакого отношения к ООН. "До тех пор, пока Иран не перейдет красную черту, когда станет ясно, что он производит не 2-процентный, а 40, 50-процентный уран, МАГАТЭ не сможет дать точных сведений. Иран тянет время. Со всей остротой встает вопрос, как быть с санкциями и здесь Россия окажется в очень непростом положении", - заключает Георгий Мирский.