Теледебаты в Германии: у ХДС и СДПГ мало поводов для конфронтации

Более 20 миллионов немцев провели минувший вечер у телеэкранов. Они следили за дебатами между канцлером Ангелой Меркель и её главным соперником на предстоящих парламентских выборах – Франком Вальтером Штайнмайером. По данным соцопросов, глава германского МИДа заметно отстает от канцлера.

Более 20 миллионов немцев провели минувший вечер у телеэкранов. Они следили за дебатами между канцлером Ангелой Меркель и её главным соперником на предстоящих парламентских выборах – Франком Вальтером Штайнмайером. По данным соцопросов, глава германского МИДа заметно отстает от канцлера, и шансов догнать ее у Штайнмайера всё меньше. До выборов – всего две недели, а возможности публично подискутировать с Ангелой Меркель у него больше не будет.

У ворот телестудии "Адлерсхоф", бывшего центрального телевидения ГДР, немецкие социал-демократы свистят и стучат в барабаны, карнавальными ритмами подбадривая своего кандидата Штайнмайера перед теледуэлью с Ангелой Меркель.

Поначалу канцлер и ее министр иностранных дел вели себя так, как будто хотели сказать: зачем ссориться, завтра ведь встретимся на работе. Это не могло понравиться ведущим. После попытки обострить разговор вопросами типа "Почему оппонент не должен быть канцлером?", спросили про Opel: не слишком ли дорого обходится спасение компании от банкротства?

"Речь идет о сумме, превышающей 4 миллиарда евро. 600 миллионов из этих денег пойдут на поддержку российского автопрома. Это целевое расходование средств немецких налогоплательщиков?" – поинтересовался ведущий новостей канала SAT1 Петер Лимбург. "Целевое расходование средств – это то, что немецкие заводы будут сохранены, и рабочие места тоже. Это самый надежный путь спасения Opel. Я полностью поддерживаю GM в выборе инвестора", – заявил кандидат на пост канцлера от СДПГ Штайнмайер. "Когда мы говорим, что это миллиарды денег налогоплательщиков – это неправда. Это обычные кредиты, которые выдаются предприятию, производящему хорошие автомобили", – подчеркнула канцлер, баллотирующаяся вновь от ХДС Меркель.

"Это дуэль или дуэт?" – поинтересовались у гостей журналисты. Рабочие места, социальные гарантии, финансовая и экономическая стабильность – выяснилось, что у двух ведущих партий Германии небольшое поле для конфронтации. Но однажды социал-демократ Штайнмайер сыграл на том, что христианских демократов в быту называют "партией богатых": "Если взглянуть на денежные поступления в избирательные фонды партий, если я правильно помню, ХДС и свободным демократам банки перечислили около 3 миллионов евро. А социал-демократам – только двести тысяч".

Но для того, чтобы выиграть дуэль, Штайнмайеру стоило быть еще активнее. Ничья была на руку Ангеле Меркель, которая дала понять, что в случае поражения ее оппоненту останется одно – глухая оппозиция: "Я выступаю за новую коалицию. Я думаю, что основной задачей следующих четырех лет станет выход из кризиса, и этого мы быстрее добьемся в союзе со свободными демократами".

Меркель имеет право на такие прогнозы. Несмотря на некоторое падение личного рейтинга канцлера, ХДС слишком уверенно лидируют в гонке, чтобы растерять преимущество за оставшиеся до выборов две недели. "У госпожи Меркель сегодня хороший образ в глазах общественности. Правительство не сделало больших ошибок и многого достигло. А если не достигло, то это вина других. Штайнмайер борется против главы своего же правительства, и это слабая позиция", – считает политолог Геро Нойгебауэр.

Тем не менее, теледебаты – это отнюдь не просто политический ритуал. Это борьба за те примерно 30% избирателей, которые определяются с выбором в день голосования. Формальная победа 27 сентября для правящей партии может оказаться поражением. Четыре года назад, когда о кризисе еще никто не думал, Ангеле Меркель понадобилось два месяца для того, чтобы сформировать правительство. Если теперь ее партия потеряет хотя бы один мандат – это будет еще сложнее.

Политики зарабатывают рейтинг, а бизнесмены – деньги. Одна гамбургская фирма выпустила "предвыборный" чай. Содержимое пакетиков одинаковое – обычный черный чай. Найти различия в политических программах участников нынешних теледебатов – почти так же сложно. Но тем-то и отличается политика от чая, что в ней упаковка имеет значение.