В Петербурге отмечают 100-летие "Русских сезонов"

В Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль искусств "Дягилев. Постскриптум". Он приурочен к столетию знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Откроет фестиваль Гамбургский балет под руководством Джона Ноймайера

Его хореография – завораживающий сплав внутренней экспрессии и рваного, но продуманного рисунка танца. На Дягилевский фестиваль Ноймайер привез три свои новые работы: "Вацлав", "Весну священную" и "Павильон Армиды". Все три – авторский слепок со знаменитых балетов Дягилева.

"Мне очень трудно выделить какой-то из трех балетов. Ведь все они мои дети. Как же можно отдать предпочтение кому-то одному, выделить одного ребенка? Поэтому мы показываем их вместе в один вечер", – рассказывает художественный руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер.

Ноймайер – гость в России частый и всегда желанный. Его постановки для Мариинского и Большого театров причислены уже к классике мирового балета. Пять лет назад Петербург рукоплескал его чеховской "Чайке". А теперь хореограф обращается к наследию первой четверти двадцатого века.

"Начало XX столетия – феноменальный исторический период, – считает Ноймайер. – Он повлиял на развитие всей мировой культуры, в самых разных областях – в театре, литературе, музыке. И, разумеется, повлиял на меня и на формирование моей личности".

Выступление Гамбургского балета – только начало обширной программы Дягилевского фестиваля. Впереди еще выставки (в Государственном Эрмитаже, Русском музее, музее этнографии) и два больших концерта – воспитанников Вагановского училища и звезд мирового балета. Но, безусловно, двухдневные гастроли ноймайеровской труппы – самая важная и ожидаемая часть всей фестивальной недели.

Ноймайера называют самым страстным поклонником Дягилевских сезонов и лучшего Дягилевского исполнителя – Вацлава Нижинского. Нижинский для него – эталон балетного артиста. Живой, эмоциональный, способный одушевить каждое движение. Потому первый балет этим вечером был посвящен именно гениальному танцовщику.

"С творчеством Нижинского, его неповторимой исполнительской манерой я познакомился еще в детстве. Мне тогда было всего 11 лет. Я был просто сражен, – вспоминает балетмейстер. – И вот наконец-то мне удалось выразить все свое восхищение этим неповторимым человеком".

Ноймайеровский "Вацлав" – попытка воссоздать на сцене внутренний мир Нижинского с его страстями, желаниями и страхами. Со всем тем, что, по мнению хореографа, наполняет смыслом жизнь любого артиста.