Россия, Украина и Польша объединились на съемочной площадке эпопеи "Тарас Бульба". Такого масштабного полотна не было со времен "Войны и мира" Бондарчука, считают создатели фильма. Впрочем, режиссер Владимир Бортко утверждает, что в экранизации – главное донести слово Гоголя, его мудрость и поэзию времени. Пока же знаменитые артисты получают травмы в батальных сценах.
По словам народного артиста Советского Союза Богдана Ступки, это его самая тяжелая роль. Мало того, что жара на Западной Украине за тридцать, так еще и сниматься надо в кольчуге, под проливным дождем из пожарной машины. Чтобы выглядеть по-гоголевски – а классик писал, что весу в Бульбе 16 пудов – Ступке пришлось набрать лишние килограммы. Зато казацкая прическа многовековой давности неожиданно оказалась актуальной и сегодня.
"Жена в восторге. Она всю жизнь мечтала, чтобы я был с такой прической. Говорит, вот так и после съемок будешь ходить. Полубокс современный получается", – говорит Богдан Ступка.
Битва у города Дубно снимается в тех самых местах, где запорожские казаки сражались со шляхтичами. Древний Хотын на берегу Днестра – сегодня музей, а тогда это была одна из самых мощных крепостей Европы.
Снаружи крепостных стен – битва за Дубно, а внутри еще недавно была древняя Варшава. Здесь снимали первые кадры будущего фильма – страшную сцену казни запорожских казаков. Ну а так как тысячелетней Хотинской крепости средневековые жестокости были совсем не чужды, то и эшафот разбирать не стали – кинореквизит превратился в музейный экспонат.
Сам режиссер Владимир Бортко отснятых кадров еще не видел – времени нет. Сейчас проходят самые тяжелые съемки – батальные сцены. Но это не голливудский "Гладиатор" или "Последний самурай".
"Здесь это все-таки поэзия, это эпос, это Гоголь. А бой – это тот самый диалог, своеобразный гоголевский язык. 60 процентов занимают бои. Можете представить, какую сложную задачу мы на себя взвалили", – рассказывает Бортко.
Вряд ли можно узнать в одном из казаков актера Михаила Боярского. Говорят, образ запорожца Мосия Шило получился очень удачным. Вот только драться на саблях сложно – Д’Артаньян в "Трех мушкетерах" учился благородному фехтованию.
"Я все время с шашкой. А мне говорят: убери руку, это же не мушкетеры! Ну вот сегодня палец сломал. Но это образу добавляет мужественность", – говорит Боярский.
Над образом мужественным и, наверное, все же жестоким еще не закончил работу исполнитель главной роли. Для Богдана Ступки самое сложное – сцена убийства сына Андрия – впереди.
"Как это сделать и показать психологически? Я как человек никогда бы этого не сделал. Какой бы мой сын ни был, понимаете? А сцена страшная. Это шекспировская сцена", – размышляет Ступка.
"Тарас Бульба" – это, пожалуй, первый за последние годы столь масштабный исторический проект российского кинематографа. Более смелые киноведы говорят, что подобного не снималось со времен "Войны и мира" Бондарчука. Премьера фильма – весной следующего года.

















































































