Хиллари Клинтон в очередной раз спаслась от казавшейся неминуемой политической смерти. Бывшая "первая леди" проиграла Бараку Обаме в Вермонте, но вырвала победы в Огайо и Род-Айленде. Она близка также к успеху в Техасе, где подсчет голосов затянулся.

Сенатор-республиканец из Аризоны Джон Маккейн имеет все основания чувствовать себя именинником по итогам первичных выборов, прошедших во вторник в американских штатах Техас, Огайо, Род-Айленд и Вермонт. Он наконец набрал заветное число голосов, позволяющее ему быть вполне уверенным в том, что на летнем съезде своей партии он станет ее кандидатом в президенты США.

Единственный сохранявшийся у него конкурент во внутрипартийной борьбе – бывший губернатор штата Арканзас Майкл Хакаби – объявил о прекращении гонки и переходе под знамена победителя.

К тому же потенциальные соперники Маккейна в ноябрьском финале президентской гонки – сенаторы-демократы Барак Обама и Хиллари Клинтон – так и не смогли окончательно "выяснить отношения" между собой. Клинтон проиграла в Вермонте, но вырвала победы в Огайо и Род-Айленде. Она близка также к успеху в Техасе, где подсчет голосов затянулся. Это в любом случае означает, что изматывающая междоусобная борьба за лидерство в Демократической партии будет продолжаться еще как минимум несколько недель. Разумеется, такая неопределенность – тоже в пользу республиканца.

О нем уже известно, что в среду Маккейн должен встретиться с действующим президентом страны Джорджем Бушем в Белом доме. Тому теперь ничто не мешает официально выразить поддержку однопартийцу, которого он, разумеется, хотел бы видеть своим преемником – тем более, что тот на победном митинге своих сторонников в Далласе во вторник вечером обещал отстаивать такой ключевой компонент политического наследия Дж.Буша, как решение о вторжении в Ирак. 71-летний Маккейн – бывший военный летчик и, по мнению американских комментаторов, речь свою он произносил скорее не как политик, а как солдат. Во всяком случае с наибольшим воодушевлением он обещал "сражаться" за свои принципы и интересы страны, как он их понимает. Разумеется, война в Ираке сейчас крайне непопулярна среди американских избирателей. В стране в целом высок и негативный рейтинг действующего президента. Демократы уже грозят республиканскому фавориту, что станут перед выборами говорить о "войне Буша-Маккейна", а может быть – и об одноименном экономическом спаде.

Но при всем этом, как поясняют специалисты, Буш в состоянии помочь кандидату в преемники в нескольких жизненно важных для того областях – от сбора средств в предвыборный фонд до налаживания отношений с консервативно настроенными республиканцами, которые Маккейна недолюбливают, передает ИТАР-ТАСС. Может теперь подключиться к поддержке нового лидера своими организационными ресурсами и Национальный комитет республиканской партии.

Что касается демократов, у них Клинтон в очередной раз спаслась от казавшейся неминуемой политической смерти. До Род-Айленда Обама побеждал в 12 штатах подряд. И хотя из-за принятой в демократической партии пропорциональной системы подведения итогов голосования его отрыв от Клинтон в голосах делегатов съезда сократился совсем немного, бывшая "первая леди" США имеет основания утверждать, что переломила пагубную для нее тенденцию. Разочарование Обамы должно быть тем сильнее, что он уже не в первый раз в нынешней гонке упустил верную возможность, как говорят американцы, "закрыть сделку" с избирателями.

Тем не менее молодой темнокожий политик вел себя сдержанно. Он произнес очередную яркую речь, выразил уверенность в своем конечном успехе и даже сказал, что звонил Маккейну и поздравлял того с победой в отборочном этапе республиканской гонки. Клинтон же откровенно ликовала. Между тем, по мнению наблюдателей, ее успех может дорого обойтись ее партии. Она, например, запустила в оборот новую рекламу, в которой противопоставляла сравнительной неискушенности Обамы жизненный и политический опыт не только себя самой, но и... Джона Маккейна. Разумеется, политологи в один голос говорят, что это настоящий "подарок" республиканцам, которые наверняка станут широко использовать столь неожиданные оценки в финале президентской гонки.

И внутрипартийные, и общенациональные выборы в США – непрямые. Борьба фактически идет за голоса "выборщиков", в роли которых на первичных выборах выступают делегаты будущих партийных съездов. Для победу республиканцу надо набрать 1191 мандат, демократу – 2025. Наблюдатели считают, что ни Обаме, ни Клинтон почти наверняка не удастся до съезда партии получить нужное число голосов. В этих условиях решающее слово могут сказать так называемые "суперделегаты" – несколько сот человек, получающих персональные приглашения на съезд из-за того, что они занимают федеральные выборные посты или имеют особые заслуги перед партией.