У "самой обаятельной и привлекательной" – юбилей

На сцене Ирина Муравьева дебютировала почти 40 лет назад в Центральном детском театре
На сцене Ирина Муравьева дебютировала почти 40 лет назад в Центральном детском театре
В воскресенье, 8 февраля, – юбилей у Ирины Муровьевой. Она не любит давать интервью, но для программы "Вести в субботу" сделала исключение.

В воскресенье, 8 февраля, – юбилей у Ирины Муровьевой. Она не любит давать интервью, но для программы "Вести в субботу" сделала исключение.

Этим вечером мы увидим очень разную Ирину Вадимовну Муравьеву. Вот она быстренько прихорашивается перед зеркалом и бежит на сцену Малого театра в спектакле "Чайка". Вот она неспешно собирается с мыслями у себя в гримерке. А миллионы зрителей помнят ее очень разной по многочисленным киноролям.

Но сначала – что предшествовало нашей встрече у служебного входа в Малый. Сотрудники театра чистят мостовую. Начинают именно с того места, где вот-вот появится она. А вот и её машина. Серебряного цвета – так повелось после "серебряной свадьбы" с режиссером Леонидом Эйдлиным.
- Правда, что это – единственное место, где вы по-настоящему одиноки?
- Конечно
- Любите водить?
- О! Самое лучшее, что может быть!

В разное время она поездила на разном. Хотя, конечно, в разное время и понятие о шикарности были разными.
- Как так может быть, что вы, москвичка, работающая всё время в центре Москвы...
- Да?
- Из раза в раз играли провинциалок?
- Вот чудо, да?
- Почему?
- Чудо из чудес...

Именно её, москвичку, режиссер Меньшов в своё время пригласил играть бойкую приезжую Людмилу в картине "Москва слезам не верит". "Какая-то Людмила у меня была более такая язвительно-худощавенькая, что ли.. Черт его знает.. А эта уже в теле была все-таки всегда...Ира. Но ее привели и, когда мы с ней познакомились, мы даже проб не делали. Она сказала, что прочтет сценарий, что, по-моему, вам надо меня утверждать... Она была права", – вспоминает режиссер фильма Владимир Меньшов.

Еще одна знаменитая фраза – из мульфильма про Фунтика, где Муравьева озвучивала смешную обезьянку в колпачке: "А дядюшка нас утешает. А на самом деле здесь противно, мокро и нету деревьев". И вот после таких ролей в кино и даже в мульфильмах – в классику, в Малый театр? Об этом мы и говорили у неё гримерке.
- Порога не было, как раз все очень естественно. Там я и была молодая девушка, молодая женщина.
- Там – это через площадь?
- Там вот, в той жизни, вот, про кино, которое вы говорите. А пришла я на роль своего возраста. Вот в чем счастье-то все.

У песни "Позвони мне, позвони" из фильма "Карнавал" есть и подтекст. На момент перехода в Малый Муравьева – актриса театра имени Моссовета. В Малом поначалу сразу роли для неё не было. Зато прозвучало предложение прийти в совсем другую труппу. На том, было, они и расстались с Юрием Соломиным. Но: "Позвони мне, позвони". "Вдруг через пять минут звонок: "А почему так быстро согласились?" Ну, и так далее и так далее. И она пришла сюда", – рассказывает Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра.

Пришла и стала играть так, как будто дома не было двух маленьких сыновей. А еще – есть мама. А еще есть сценический брат. И даже двойной: Валерий Бабятинский, который играл с Муравьевой и в "Чайке", и в "Вишневом саду", а зрителям старшего поколения памятен по кинофильму "Дориан Грей": "Я ей сказал: "Ирка, я понимаю. Ты сейчас очень популярна. На пике. Во всяком случае, очень востребована. Тебя не раздражает?" Потому что в свое время, когда вышел "Дориан Грей", это было неожиданно, я по улице не мог пройти. И через какое-то время это стало так угнетать! Я не знал, куда деться. Она говорит: "Да нет, нормально. Знаешь, когда с мамой пошли на рынок. Ну, с сумками, с тележкой этой. Ну, как-то там – тогда неудобно"

Мы продолжаем разговор в гримерке:
- У вас двое сыновей. Как вы успевали быть хорошей мамой и хорошей актрисой?
- Вот я сейчас сама даже не понимаю, откуда у меня столько сил было? Вот получилось как-то.
- С утра забегали, отдавали в детский сад, бежали на работу или как это было?
- И детский сад был, и детского сада не было. По-всякому. И няня была. То есть крутились, как могли.

Редкий случай, когда Муравьева признает, что с ее экранными образами кое-что ее всё-таки роднит: оттого ей, конечно же, было проще сыграть провал на вступительных в театральный в фильме "Карнавал".

Сегодня на экране Муравьева (кстати, глубоко верующий человек) – это и мать писателя Шаламова в фильме канала "Россия" "Завещание Ленина". Но тогда, в начале кинокарьеры, славу ей принесла роль в "Самой обаятельной и привлекательной". Вот как о совместной работе вспоминает ее тогдашняя партнерша Татьяна Васильева: "Это актриса, которая… Она никакими рамками не ограничена в своих возможностях, в своем актерском даровании, и может играть абсолютно все. Я видела ее еще когда сама училась, и в детском театре, по-моему, какой-то пионерский спектакль. И вот она там тоже играла какую-то главную роль, и это было… Мне сразу захотелось так же попробовать".

Свою фирменную мимику из "Карнавала" актриса демонстрировала нам и за кулисами "Чайки". И со смехом повторила – уже из другой ленты: "Я самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины без ума от меня!"