Если долго смотреть на эту картину, может закружиться голова. Кажется, что тут явно использован Photoshop. На самом деле, никаких компьютерных технологий. Кусочки разноцветного картона развешены на леске – метафизика создается самым естественным образом. Таковы все артефакты Франциско Инфанте.
Инфанте не любит, когда его картины называют "обманом зрения": "Я же не фокусник, а художник". Никакой иллюзии, самая настоящая реальность. Природа в сочетании с искусственными предметами – символ гармонии божественного и человеческого начал в мире. Художественный образ можно увидеть только с одного определенного угла зрения. Сюда и устанавливает камеру художник. Свои фотоинсталляции Франциско Инфанте называет "артефактами".
"Фотоаппаратура ставится автором в точку, и с этой точки ситуация фиксируется. Если сделать шаг в сторону, то форма этой четкой геометрической фигуры пропадает, и нашему зрению предстает видимость хаоса. И вот хаос начинает собираться только в этой точке", – разъясняет особенности экспозиции фотохудожник Франциско Инфанте.
Что только Инфанте не внедрял в природу! Гвозди, картон, фольгу – ни одна его серия не повторяет предыдущую. Для съемки на озере Сенеж сам изобрел специальные кривые зеркала, мог даже патент получить.
"Эти зеркала скручены в пространстве. Они не ровные, а скрученные. Это позволяет им отражать действительность, повернутую на 90 градусов, либо на 180, либо на 360", – рассказывает фотохудожник Франциско Инфанте.
На выставке "Снежный меридиан" в Третьяковской галерее – только "зимние" серии Инфанте. 162 произведения. Вот эти – самые первые "артефакты" художника, когда и самого этого термина еще не было. В 1968 году художник вместе с женой и соавтором Нонной Горюновой вышли зимой на прогулку и взяли с собой фотоаппарат. Снег, вспоминает Инфанте, был как чистый лист бумаги. Сразу захотелось поэкспериментировать в духе Малевича.
"Так совпало, что мы открываем эту выставку в преддверии Нового года. И нам кажется, что для любого зрителя, который к нам придет, этот проект помимо встречи с произведениями искусства создаст общее ощущение праздника и зимы", – уверена Ирина Лебедева, директор Государственной Третьяковской галереи.
Чтобы фотографии Франциско Инфанте смотрелись еще более завораживающими, их напечатали на больших металлических пластинах. А с помощью света создали искусственный снегопад.