Космос – Земле

Это почти 40% от всех пусков в мире
Оснащение крупных инженерных сооружений навигационной аппаратурой ГЛОНАСС позволит избежать трагедий, подобных аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
С помощья приемников ГЛОНАСС можно будет видеть, кто занимается незаконным ловом рыбы
Это почти 40% от всех пусков в мире
Оснащение крупных инженерных сооружений навигационной аппаратурой ГЛОНАСС позволит избежать трагедий, подобных аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
С помощья приемников ГЛОНАСС можно будет видеть, кто занимается незаконным ловом рыбы
Более полувека человечество вкладывало силы и средства в освоение околоземного пространства. Настало время, когда эти затраты стали приносить реальную пользу. Сегодня космос служит Земле.

Более полувека человечество вкладывало силы и средства в освоение околоземного пространства. Настало время, когда эти затраты стали приносить реальную пользу. Сегодня космос служит Земле.

К 1 января 2010 года правительство обязало министерства и ведомства оснастить системой ГЛОНАСС весь государственный транспорт. Центры спутникового мониторинга транспортных средств уже работают почти в 50 регионах России. В Ярославской области спутниковыми датчиками оборудованы все машины оперативных служб – пожарных, спасателей, "скорой помощи". В Татарстане спутникам доверили самое дорогое – безопасность детей. ГЛОНАСС наблюдает за передвижением школьных автобусов.

"Детская смертность от транспортных катастроф и аварий за один только год в республике Татарстан уменьшилось в 11 раз",- уточнил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

Большая часть российских железных дорог проходит по безлюдным, малонаселенным территориям. Следить за состоянием рельсов в этих условиях сложно. Но, используя данные спутников, можно наладить постоянный контроль за состоянием пути. Более семи тысяч железнодорожных составов оснащены комплексными локомотивными устройствами безопасности. Спутниковая подсказка с орбиты становится незаменимой при перевозке опасных грузов.

Реальную экономическую выгоду от космического контроля оценили и в самом большом регионе России – Красноярском крае. Здесь, в некогда закрытом Железногорске располагается крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли – "Информационные спутниковые системы". В его цехах делают две трети российских космических аппаратов с применением самых современных технологий.

"У нас – тысяча километров территории, где нет автомобильных дорог, железной дороги, системы связи. Доступ и контроль практически невозможно реализовать без современных систем связи и современных систем мониторинга",- рассказывает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Навигационными приемниками ГЛОНАСС в Красноярском крае оснащают машины автодорожных служб. Самовольное отклонение от маршрута мгновенно пресекается контролером.

"Загрузился противогололедным материалом и двигается по федеральной автомобильной дороге, осуществляет подсыпку опасных участков дороги, просыпал участок до села Березовка до центральной базы, на центральной базе он опять загружался – мы это видим",- демонстрирует работу спутниковой системы заместитель начальника отдела дорожной службы Красноярского края Леонтий Круглов.

Система спутникового мониторинга позволяет быстро реагировать на сложную дорожно-транспортную обстановку, оперативно прибывать на место ДТП.

Сегодня в Красноярске говорят: "Наконец-то "Скорая помощь" стала действительно скорой!". Мониторинг из космоса позволил рационально использовать кареты "скорой помощи", направлять по вызовам машины, которые ближе всего к больным.

"Все это позволило уменьшить время дороги до места вызова с 11,2 до 9,1 минуты. Это очень хороший результат",- подчеркивает Сергей Скрипкин, главный врач "Скорой помощи".

Спутники системы ГЛОНАСС контролирует даже состояние красноярского моста через Енисей. "Сразу четыре спутника системы ГЛОНАСС отслеживают уровень воды Енисея в районе моста, влияние температуры и ветра на его конструкцию",- рассказал глава космического агентства Перминов об антенне на мосту.

С помощью спутников можно фиксировать движение мостовой конструкции на 1-2 миллиметра. Если прогиб моста превысит 200 миллиметров, датчик поднимет тревогу. Вот такие фантастические возможности открывают космические технологии. И это далеко не всё, что они могут дать Земле.

Более двух лет на орбите трудится российский космический аппарат дистанционного зондирования земли "Ресурс-ДК 1". За это время сфотографированы десятки миллионов квадратных километров земной поверхности. "Аппарат работает практически непрерывно. Мы работаем в режиме съемки и передачи информации на Землю круглосуточно",- поясняет генеральный конструктор "ЦСКБ-Прогресс" Равиль Ахметов.

Спутник дистанционного зондирования Земли позволил Роскартографии изготовить более совершенные карты нашей страны. В тоже время он решает множество других задач.

"В последнее время активно развивается направление тематической обработки космической информации, связанное с прогнозированием землетрясений. Чтобы выявить признаки будущего землетрясения, нужна космическая информация. Мы использовали наши КА "Метеор-М", "Ресурс",- говорит Леонид Дода, главный специалист Отдела тематической обработки информации НЦ ОМЗ.

"С помощью информации с аппарата "Ресурс-ДК" можно смотреть вырубки с точностью до дерева, не говоря уже о подсчете площадей, которые вырублены",- подчеркнула начальник Научного Центра оперативного мониторинга Земли Нина Новикова.

Орбитальные спутники, могут выполнять и роль спасателей. С 1977 года работает международная спутниковая система поиска судов и самолетов, терпящих бедствие. Она называется КОСПАС-САРСАТ. Одним из инициаторов ее создания была наша страна. В аварийной ситуации специальный радиобуй, установленный на самолете или корабле, автоматически включается и каждые 50 секунд посылает в эфир сигналы "SOS". Их принимает спутник и передает в пункт приема и обработки информации.

"Первая поймавшая сигнал станция передает его в национальный центр того региона, где это случилось. Высвечиваются координаты маяка, чей он, кто отправил сообщение, что закодировано. Сигнал передается и начинает работать как скорая помощь",- рассказывает генеральный директор НИИ космического приборостроения Юрий Королев.

Все новые космические аппараты российской системы ГЛОНАСС будут оснащены аппаратурой КОСПАС-САРСАТ. Это повысит эффективность спутниковой группировки.

Сегодня в России производят автонавигаторы, которые работают как с российской системой ГЛОНАСС, так и с американской GPS. В будущем, возможно, и с европейскими аппаратами ГАЛИЛЕО.

За создание первого в мире спутникового навигатора, способного работать в двух системах ГЛОНАСС и GPS, Институт космического приборостроения получил золотую медаль на выставке изобретений в Женеве. "Это первый в мире гражданский приемник ГЛОНАСС-GPS. Не только в России – первый в мире!",- заявляет с гордостью за российские достижения генеральный директор НИИ.

Мобильный телефон со встроенным модулем ГЛОНАСС-GPS можно использовать и как карманный навигатор. В недалеком будущем такие персональные навигаторы смогут носить при себе дети или пожилые люди, чтобы не потеряться.

Эксперты утверждают, что в настоящее время требуется более 20-ти миллионов портативных навигационных устройств. А термин "спутниковая навигация" из лексикона специалистов окончательно переходит в повседневный быт россиян.

"Что нас ждет впереди? К 2010 мы должны иметь орбитальную группировку по всему земному шару. Для этого есть все возможности. После корректировки программы. Это основа основ, и она должна быть создана. Параллельно должны быть созданы карты всей территории нашей страны, обеспечена инфраструктура, и уже серийно должны изготавливаться приемники различных типов",- считает руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

Более полувека человечество вкладывало силы и средства в освоение околоземного пространства. Настало время, когда эти затраты стали приносить реальную пользу. Сегодня космос служит Земле.