Космическая топонимика

В Российской академии наук образована Комиссия по космической топонимике. Символично, что ее возглавил ученый, имеющий к космосу самое непосредственное отношение. Член-корреспондент РАН Виктор Савиных – дважды Герой Советского Союза, в прошлом – летчик-космонавт.

В Российской академии наук образована Комиссия по космической топонимике. Символично, что ее возглавил ученый, имеющий к космосу самое непосредственное отношение. Член-корреспондент РАН Виктор Савиных – дважды Герой Советского Союза, в прошлом – летчик-космонавт.

- Титанический труд – вертеть небесное тело.

Поворачивать самый большой в нашей стране глобус Луны – шар диаметром метр – непросто. Его сделали когда-то специально для международной космической выставки. На глобусе – больше тысячи наименований. Кратеры Архимеда, Коперника, залив Зноя, море Изобилия, и даже море Кризисов, которое сегодня, пожалуй, больше подходит для Земли.

Первая карта, которую составили ученые четыреста лет назад, была именно лунной. И хотя атласы твердых космических тел – таких как Луна, Венера, Марс, Меркурий – существуют, особенности их рельефов до конца не изучены. И наверняка вскоре будут сделаны новые открытия.

"Вот сейчас летает спутник китайский вокруг Луны. Они сделают карту, возьмут какие-то названия. Могут просто, не учитывая те названия, которые были уже давно присвоены. И таким образом, появляется необходимость в международной ассоциации. Чтобы это было, как на планете Земля. Чтобы не называли одну и ту же гору по-разному", – говорит Савиных.

Не так давно при Российской академии наук создали комиссию по космической топонимике. Иными словами – по космическим названиям. Вместе с коллегами из Международной астрономической ассоциации российские ученые будут решать, как назвать кратеры на Луне или равнины на Венере. Возглавил комиссию член-корреспондент Академии наук, дважды Герой Советского Союза, космонавт и картограф Виктор Савиных. "Мы как картографы, географы, геодезисты будем заниматься названиями поверхности этих планет", – поясняет он.

Традиции астрономов прошлого называть кратеры Луны именами выдающихся личностей, а моря – словами, обозначающими человеческие эмоции, в комиссии соблюдают и сегодня. Но в истории были исключения. Например, в 1959 году, когда советская станция впервые сфотографировала обратную сторону Луны, вопреки правилам одно из морей назвали "Морем Москвы". Исключения есть и на Венере. Там все детали рельефа – женские имена, кроме гор Максвелла, которые назвали в честь английского физика.

В космической топонимике есть и другое правило, которое ни разу не нарушалось. "Астрономический союз четко определил, что никаких политических мотивов в названиях быть не должно. В связи с этим ни на одном из небесных тел нет названий в честь религиозных и политических деятелей, в честь военачальников, в честь современных философов", – отмечает Владислав Шевченко, сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга.

Когда ученые выйдут за пределы Солнечной системы, наверное, и эта договоренность будет нарушена. Звезд и планет миллиарды, а имен ученых и выдающихся личностей, к сожалению, намного меньше. Сегодня новой звезде, похожей на Солнце, уже дали сухое математическое имя – НD 98618.