Особенно внезапно мировой финансовый кризис настиг две самые большие по численности населения страны – Китай и Индию. Об этом пишет в одном из итоговых обзоров американский журнал The Economist.

Особенно внезапно мировой финансовый кризис настиг две самые большие по численности населения страны – Китай и Индию. Об этом пишет в одном из итоговых обзоров американский журнал The Economist. Еще совсем недавно оба государства считали, что к любой западной экономической заразе у них выработан надежный иммунитет. Западные аналитики-оптимисты в свою очередь полагали, что Китай и Индия – два мощных турбодвигателя, способные вытянуть мир из рецессии.

К концу года оптимизма явно поубавилось. Теперь уже многие уверены: и Китай, и Индию затянет в воронку кризиса, как и весь остальной мир. Несмотря на все их экономические успехи, следует признать: обе страны на самом деле очень бедны. Так, две трети детей планеты, страдающих от голода, проживают не где-нибудь, а в Индии.

Как считает Страна.Ru, возможно, эксперты впадают из крайности в крайность, сменив оптимистический прогноз на пессимистический, но то, что обе страны в 2009 году ожидают большие экономические и политические трудности, очевидно. Что касается Индии, ее тщательно создаваемый прекрасный образ беспощадно расстрелян – как в экономическом смысле, так и в самом прямом. Дело в том, что до последнего времени уверенность Индии в себе покоилась на двух мощных основаниях: во-первых, экономика росла в среднем на 8,8 процента в год, а во-вторых, мировое влияние росло прямо пропорционально росту экономики.

Индия больше не ассоциируется в мире с политически нестабильным ядерным Пакистаном, - торжествовали индийские политики, - скорее она идет в одной связке со стремительно развивающимся Китаем. Нападение на Мумбаи террористов, приплывших из Пакистана, развеяло очарование.

Если же говорить о Китае, то прогноз по росту в 5,5 процента на 2009 год был бы для него равносилен официальному объявлению о катастрофе. И все-таки и там рост замедлится очень существенно – вместо 9,8 процента прогнозируют 7,5. Экспорт в ноябре по сравнению с аналогичным периодом годом ранее упал на 2 процента, а импорт - на 18, это цифры, оптимизма не внушающие.

Но, как и в Индии, экономический трудности в Китае идут бок обок с испытаниями политическими. Вряд ли Коммунистической партии КНР в 2009 году угрожает коллапс, считают аналитики, и, тем не менее, грядущий год для Китая знаковый. Именно в 2009 году исполняется ровно 50 лет с начала подавления масштабного восстания в Тибете, 20 лет со дня жестокого разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь, и наконец, 60 лет со дня образования, собственно, КНР.

Таким образом, именно в 2009 году и период правления Мао Цзэдуна, и реформы Дэн Сяопина подвергнутся очередной ревизии, как внутри страны, так и за ее пределами. И очень велика вероятность, что между двумя этими лидерами, несмотря на упорно декларируемые различия, будет найдено кое-что общее: и тот и другой терпели диссидентов только до тех пор, пока последние лили воду на их мельницу. А далее по логической цепочке неизбежно встанет вопрос о дальнейшей демократизации Китая - вопрос непростой сам по себе, а в условиях кризиса тем более.