Европа решит в среду судьбу 130 миллиардов евро. Именно столько будет стоить новый план спасения экономики. Приоритеты – денежные вливания в банковский сектор, выкуп активов и поддержание стабильности валюты. Однако сложный внутренний конфликт может помешать договориться странам ЕС.
Объединенная Европа понимает, что с кризисом надо бороться сообща. Тем более ситуация в мировой экономике развивается настолько стремительно, что надежды на скорую развязку нет. Данные за 3-й квартал свидетельствуют: Евросоюз вступил в рецессию впервые с момента введения единой европейской валюты. Прирост экономики – отрицательный в течение двух кварталов подряд. ВВП 27 стран Еврозоны после нулевого роста во втором квартале с июля по сентябрь теряет 0,2%.
ВВП Германии сократился на полпроцента, такие же показатели у Италии. Во втором квартале британская экономика совсем не выросла. В третьем показала тот же результат в минусе, что и Германия. Лучше всех выглядит пока Франция, ей удалось восстановить рост экономики.
Однако поскольку страны собрались в клуб по интересам, а не по капиталам, им все сложнее договориться, особенно в критической ситуации. Богатые тут же закрылись – дескать, у нас своих проблем достаточно. На последней встрече Николя Саркози пытался убедить Ангелу Меркель использовать финансовую мощь Германии для поддержки всей европейской экономики.
"Мы снижаем профессиональные налоги, создаем органы вмешательства, чтобы помочь ряду предприятий. Третий элемент – это выработка инструментов экономического роста в период финансового кризиса. Мы принимаем ряд других мер. Франция работает над этим, Германия – пока размышляет", – заявил Николя Саркози.
Но канцлер непреклонна. Германия "свой долг" перед Европой выполнила. Немцы считают, что инвестиций в размере 32 млрд евро в течение двух будущих лет – достаточно. И концентрируется на поддержке собственной экономики.
"Германия работает над этими мерами. И уже есть парламентское решение. Речь идет об инвестировании в инфраструктуру госпредприятий. И не забывайте о муниципальных предприятиях и о землях Германии", – сказала Ангела Меркель.
Проблема Евросоюза в том, что он объединяет страны с разным уровнем экономического развития и пытается найти между ними баланс. Но состояние слабых – и в первую очередь новых членов союза – далеко от гармонии. Тревогу бьют Исландия, Венгрия, проблемы начались у стран Балтии. Необходимость увеличивать фонд взаимопомощи очевидна. По предварительным оценкам, Европа собирается удвоить капитал кризисного фонда ЕС до 25 млрд евро. Однако страны-доноры и так уже не рады своему финансовому участию в жизни объединенной Европы.
Британцы, например, подсчитали, что в 2008 году их правительство перевело в Брюссель почти 56 миллиардов фунтов стерлингов. То есть по 900 фунтов с каждого жителя страны. А в целом участие в ЕС обходится Великобритании в 106 тысяч фунтов в минуту! Но финансовые власти страны ратуют за объединение усилий.
"Я верю, что мы сможем перейти из старого мира теневых экономик к полностью открытой глобальной экономике. Нужно справиться с вызовами нового поколения, преодолеть нестабильность, риски, и не потерять трезвый взгляд на современный бизнес", – говорит премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
Сейчас каждая страна выделяет деньги на поддержку своей экономики, сколько может. Подсчитано, что план спасения Европы в общей сложности превышает 2 триллиона евро. Это едва ли не вдвое больше того, что потратили США. И эти расходы максимально приближают Евросоюз к заветной цифре бюджетного дефицита – 3% ВВП. Это максимум, который Европа может себе позволить.
Европа принимает план спасения экономики





















































































