В Москве развернулась дискуссия вокруг грядущей реконструкции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Конкурс выиграла команда британского архитектора Норманна Фостера – одного из лидеров стиля хай-тек, который спроектировал небоскреб-огурец в Лондоне, здание пекинского аэропорта, реконструировал купол Рейхстага и лондонский стадион "Уэмбли". В Москве Фостер собирается создать целый музейный комплекс – с выставочным манежем, новым фондохранилищем, библиотекой, кафе и парком.
Даже объявленные итоги тендера споров вокруг реконструкции не поубавили. Скорее наоборот.
Свое отношение к проекту Ирина Антонова выразила еще в конце 2008 года. По её мнению, Норманн Фостер – именно тот архитектор, который умеет корректно обращаться с историческим районом. Но по многим параметрам с трактовкой семидесятитрехлетнего архитектора его оппоненты не согласны.
Не секрет, что специфика процедуры, где проектное бюро должно было перечислить на счет заказчика 5 % от суммы выставляемых средств, отсекла от конкурса большинство русских архитекторов.
"А Кремль кто строил? Сейчас мир глобализирован", – рассуждает Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина.
Оппоненты Фостера приводят свои аргументы.
"Он, скорее, не то чтобы гениальный архитектор, просто умело работает с банками. Это гениальный менеджер, который умеет продать свои работы", – считает Деян Суджич, директор Лондонского музея дизайна.
В тендере участвовали три заявки. Жюри присудило победу команде, предложившей самый интересный вариант. Но, в то же время, самый дорогостоящий – 320 миллионов рублей. Но, главное, это оказался самый долгосрочный вариант проектирования.
"18 месяцев, примерно 9 уйдет только на проект, а 9 на утверждение этого проекта. Это неизбежный момент в строительстве каждого здания", – убеждает Ирина Антонова.
Проект реконструкции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Норманн Фостер представил еще на архитектурной Венецианской биеннале. Более десятка разрозненных зданий объединят общей подземной и наземной парковой зонами. Напротив храма Христа Спасителя появится пятизальный выставочный манеж. За музеем личных коллекций построят новое фондохранилище в тысячу квадратных метров. Реализация всего плана реконструкции и строительства пока, по предварительным данным, будет проходить в три этапа и закончится в 2018 году.