Российская экономика останется рыночной и либеральной, а госучастие в различных отраслях будет сокращаться. Это слова Владимира Путина. Премьер выступал в Москве на международном инвестиционном форуме.
Россия действительно зовет. Но уже не на помощь, подчеркивали организаторы форума, а к партнерству. Зовет инвесторов. И сотни финансистов со всего мира уже сегодня были в Москве. Тем, кого до сих пор останавливал финансовый кризис, рассказали, что ВВП у нас больше не падает, а антикризисные меры правительства удержали экономику на плаву.
Включившийся в дискуссию премьер Владимир Путин призвал банкиров быть конкретней:
- Лучше скажите, сколько вы вам денег дали в последнее время. Сколько?
- Много, Владимир Владимирович. Как в России: два по двести, – ответил Андрей Костин, президент – председатель правления ОАО "Банк ВТБ".
- Два по двести? Российская часть форума понимает, что такое по два двести. Это 400.
- Да. Но только не грамм, а миллиардов.
Времени не было, и антикризисную программу приходилось запускать буквально "с колес", рассказал премьер. Выделять сотни миллиардов рублей, а зачастую и работать за неэффективных менеджеров. Но по-другому мы бы остались совсем без промышленности, строительства и автопрома.
"Мы хорошо понимали, как обманчива слепая вера во всемогущество государства, насколько иллюзорна надежда на то, что за счет тотального вмешательства в экономику можно все наладить и все расставить по полочкам. И, кроме всего прочего, я скажу так откровенно в этой аудитории: мы почувствовали еще и желание наших коллег из бизнеса так приложиться к источнику благоденствия государственного, и они начали уже забывать про свободу, про рынок, стали большими государственниками, чем сами представители государства. Но это тоже естественно и понятно. Во всяком случае, вы это видите. У нас не произошло ни масштабной национализации, ни сползания к всеобщему административному регулированию. Россия останется рыночной, либеральной экономикой", – заявил Путин.
На последние слова инвесторы отреагировали тут же. Нефтянка в России приватизировалась в 90-е, энергетика приватизируется сейчас. Путина спросили: "Можем ли мы ожидать то же самое в газовой сфере в будущем? И если нет, то почему?" – "Можете ожидать, можете! – заверил премьер. – Ожидайте! Но это не полный ответ. Мы в ближайшее время будем стараться либерализовать внутренний рынок, либерализовать доступ к трубе, к инфраструктуре. Но монополия на реализацию продукта на внешнем рынке будет сохранена".
В то же время Россия открыла для инвесторов космос, ядерную энергетику, биотехнолигии и вообще все, что связано с хайтеком. И призывает вкладывать не только в Москву и Питер, но и в неизбалованные вниманием регионы. Правительство, в свою очередь, поддержит спрос, повысив доходы населения и обуздав инфляцию.
"Мы ставим перед собой цель сбить уровень инфляции практически в два раза. В этом году мы прогнозировали 12%. Я думаю и знаю, что руководство Центрального банка согласно с такими предположениями: в этом году мы выйдем на 11, может быть даже чуть-чуть ниже процентов инфляции по году. Но к 2012 году все-таки уровень инфляции в стране не должен превышать пяти-семи процентов. Это самый короткий путь к сохранению доходов граждан, к доступной ставке банковского кредита для реального сектора", – указал глава правительства.
А еще инвесторов интересовал прогноз, когда же Россия окончательно оправится от кризиса. "Мы в России, возможно, если не будет второго дна кризиса мирового, выйдем в течение трех-четырех лет", – считает Алексей Кудрин, заместитель председателя правительства, министр финансов РФ.
В отличие от Минфина, в Центробанке никакого "второго дна" не видят. "Я не считаю, что возможны какие-то вторые, как это говорить по-русски, – донья. Я считаю, что мы низшую точку прошли. Мы вошли уже в некоторую другую макроэкономическую реальность. Она не означает быстрого и гарантированного роста, но она означает неухудшение ситуации", – уверен Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя Центрального банка России.
А вклад ЦБ в улучшение ситуации такой: ставка рефинансирования снижена до 10%. А это значит, что и ставки по кредитам в российских банках тоже должны снижаться.
















































































