Десятки москвичей пришли на место трагедии

Читать Вести в MAX
Десять лет прошло с тех пор, как был взорван дом на улице Гурьянова на Юго-востоке Москвы. Этой ночью десятки москвичей пришли на место трагедии, чтобы почтить память жертв. У памятной стелы и в храме-часовне "Всех скорбящих радости" прошла панихида по погибшим.

Десять лет прошло с тех пор, как был взорван дом на улице Гурьянова на юго-востоке Москвы. Этой ночью десятки москвичей пришли на место трагедии, чтобы почтить память жертв. У памятной стелы и в храме-часовне "Всех скорбящих радости" прошла панихида по погибшим.

На улицу Гурьянова он приехал лишь по нашей просьбе. Валерий Губанов последний раз был на этом месте 10 лет назад. Потом не приезжал никогда. В сентябре 99-го Валерий в числе первых спасателей оказался на месте, разбирал дымящиеся завалы. Его группе не удалось найти ни одного живого человека. Взрыв застиг людей спящими, погибших потом так и доставали целыми семьями. Родители, дети, старики.

"Пришло понимание, что это начало войны – объявленной или не объявленной. То есть очень неприятные впечатления, и не оставляют они воспоминаний добрых", – рассказывает спасатель международного класса отряда "Центроспас" МЧС России Валерий Губанов.

План террористической войны против России появился в начале лета 99-го. Лидеры террористов Хаттаб и Абу Умар – вот основные организаторы атаки на российские города.

"Хаттаб и Абу Умар отвечали непосредственно за организацию, планирование, данных преступлений, отвечали за подбор непосредственных исполнителей, а также обеспечивали финансирование", – пояснил оперативный сотрудник ФСБ РФ.

По данным ФСБ, на подготовку терактов в трех российских городах было потрачено почти полмиллиона долларов. В июне 99-го были сформированы две террористические группы. Одна – под руководством дагестанца Исы Зайнетдинова позднее совершила взрыв в Буйнакске. Вторую группу возглавил Ачимез Гочияев, позывной "Лиса". Один из лидеров карачаевских религиозных экстремистов, выпускник террористического лагеря "Кавказ". Гочияев когда-то учился в Москве, потом работал, хорошо знал город. И, конечно, именно ему поручили подобрать группу боевиков для совершения терактов в Москве.

"В июле-августе Гочияев выезжал на доразведку и подбирал помещения в Москве для хранения взрывчатых веществ", – уточнил оперативный сотрудник ФСБ.

Взрывчатую смесь для всех терактов – и в Москве и в Буйнакске и в Волгодонске – готовили на заброшенной мельнице в чеченском Урус-Мартане. Потом ее разложили в мешки из-под сахара – так легче было перевозить. Сначала мешки со взрывчаткой спрятали в Кисловодске, на складской базе, которой заведовал дядя одного из боевиков Юсуфа Крымшамхалова. В конце августа взрывчатку отвезли в Волгодонск, большую часть отправили в Москву на арендованном грузовике. За ним на легковушке ехала группа боевиков – сопровождали и охраняли груз. В Москве мешки развезли по трем адресам. На улицу Гурьянова, на Каширское шоссе, и на улицу Борисовские пруды. Арендаторам говорили: "Это сахар, мы оптовые продавцы".

"Побеседовали, поговорили, обменялись расписками. Я получил задаток за аренду помещения. Он говорил: "Будет приходить сахар". Я говорю: "Ну чего, ну сахар и сахар. Продукты питания, они всегда рентабельны. Какое количество?" – "Фурами" – "Бога ради", – вспоминает хозяин складского помещения Владимир.

Террористы планировали все взрывы на один день – 13 сентября. Но подвели самодельные взрывные устройства, таймеры были сделаны из китайских часов, и первый взрыв на улице Гурьянова прогремел раньше срока. В Москве начали проверять подвалы, тогда нашли взрывчатку в доме на Борисовских прудах, на Каширском шоссе найти не успели. Максиму Мишарину врачи потом сказали: "Ты родился в рубашке". Максим один из двоих выживших во время теракта на Каширке. Его взрывной волной выбросило из окна квартиры. Погибли его родители. Всего за два года до этого семья перебралась в Россию из Узбекистана. Максим поселился в Москве, родители – в Тверской области. В ту ночь остались у сына случайно – решили не ехать в воскресенье, когда в электричке полно народу. Даже десять лет спустя, Максим каждый день жалеет, что лишний раз не съездил в гости к родителям, что так и не выбрались они вместе в отпуск, как собирались, что они не увидят его дочь.

"Вот эти все, конечно, моменты, они самые обидные и тяжелые. Хочется вместе пожить, вместе порадоваться. Не хватает родителей. Ужасно не хватает. Очень грустно без родителей", – досадует Максим Мишарин.

В сентябре 99-го после терактов в Москве и Волгодонске их исполнители скрылись в Чечне. Воевали против федеральных сил. В той террористической атаке на российские города, по данным ФСБ, участвовал 21 террорист. На сегодняшний день только Ачимез Гочияев находится в розыске. Шестнадцать террористов были уничтожены в ходе боевых действий и спецопераций на Кавказе. В том числе, ликвидирован Амир Хаттаб. Спецназом ФСБ убит Абу Умар. Два непосредственных исполнителя терактов в Москве и Волгодонске, Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов, были в 2002 году задержаны властями Грузии и переданы России. Оба получили пожизненные сроки заключения, и сидят в спецтюрьме. Той же, где закончил свои дни полевой командир Салман Радуев. У памятника на улице Гурьянова, где произошел первый теракт, всегда лежат живые цветы.